Low-code

от 667 руб.

Цифровая трансформация

с ELMA365

Корпоративные мессенджеры

От 200 руб/мес

Передовое

решение

IP-телефония

от 0 руб.

Продуманная связь

для вашего бизнеса

DBaaS

От 3,98 руб./час

№1 в рейтинге DBaaS

SLA 99,95%, 152-ФЗ, PCI DSS

BaaS

От 2 руб/Гб

По вашим правилам

Dedicated, SaaS/PaaS

HRM

от 8500 руб.

HCM-платформа

для автоматизации HR

Корпоративные мессенджеры

от 250 руб/мес

Защищенная платформа

коммуникаций

  • Корпоративные мессенджеры

    От 200 руб/мес

    Передовое

    решение

  • IP-телефония

    от 0 руб.

    Продуманная связь

    для вашего бизнеса

  • DBaaS

    От 3,98 руб./час

    №1 в рейтинге DBaaS

    SLA 99,95%, 152-ФЗ, PCI DSS

  • BaaS

    От 2 руб/Гб

    По вашим правилам

    Dedicated, SaaS/PaaS

  • HRM

    от 8500 руб.

    HCM-платформа

    для автоматизации HR

  • Корпоративные мессенджеры

    от 250 руб/мес

    Защищенная платформа

    коммуникаций

  • ВКС

    от 250 руб/мес

    Платформа корпоративных

    коммуникаций

  • Kubernetes

    От 5,95 руб / час

    №1 в рейтинге провайдеров

    SLA 99,98%, 152-ФЗ

  • IaaS

    от 490руб./мес

    VMware / ПО РФ

    SLA 99,95% Pay-as-you-go

ВКС

от 250 руб/мес

Платформа корпоративных

коммуникаций

Kubernetes

От 5,95 руб / час

№1 в рейтинге провайдеров

SLA 99,98%, 152-ФЗ

IaaS

от 490руб./мес

VMware / ПО РФ

SLA 99,95% Pay-as-you-go

IaaS

По

Облако VMware/Брест

ФЗ-152, SLA 99,99%

BPM

от 12 000 руб/год

Цифровые процессы

с комфортом для людей

IBP

по запросу

Универсальная CPM/EPM

self-service платформа

IaaS

от 249,95 руб.

Для любых задач

Оплата pay-as-you-go

Быть или не быть цифровой трансформации в России

Конференции Маркет

Национальная программа «Цифровая экономика» принята, на ее реализацию выделено более 3 трлн рублей. Удастся ли претворить в жизнь все заложенные в ней идеи? Об этом говорили участники организованного CNews Conferences и CNews Analytics очередного CNews Forum 2018. Лучшие ИТ-проекты года были удостоены награды CNews Awards.

Для построения в России цифровой экономики необходимо уже в ближайшее время принять как минимум 50 законодательных актов, открыл Пленарное заседания CNews Forum 2018 Анатолий Аксаков, председатель Комитета ГД по финансовому рынку. Однако работа над ними идет медленнее, чем предполагалось. Во многом это вызвано объективными причинами. Например, закон о цифровых финансовых активах требует внесения изменений в Гражданский кодекс, а это целый ряд дополнительных согласований с профильными ведомствами. Тем не менее, по словам Анатолия Аксакова, он будет принят до конца текущего года.

Также ведется работа над законодательством в области электронного документооборота. Соответствующий законопроект уже подготовлен и находится на этапе согласования. Планируется, что в 1 кв. 2019 г. он будет внесен в Государственную Думу, а в 1 полугодии 2019 г. принят. По словам Анатолия Аксакова, организации наконец-то получат возможность полностью перейти к электронным документам и отказаться от огромных бумажных архивов. В числе других важных направлений, нуждающихся в нормативном регулировании, спикер упомянул мобильные технологии, большие данные, особенно необходимость разделения пользовательских и персональных данных, и цифровые инвестиционные платформы.

О том, как организована работа проектного офиса по реализации нацпрограммы «Цифровая экономика», рассказал Владислав Онищенко, руководитель Аналитического центра при Правительстве РФ. По его словам, самая сложная задача – координация инициатив отдельных ведомств между собой, согласование множества как федеральных, так и региональных пилотных проектов. При этом проектный офис старается максимально перейти на согласование всех документов в электронном виде. Еще одна обязанность – подготовка аналитических материалов, позволяющих планировать и контролировать мероприятия, предусмотренные нацпрограммой.

По мнению Владислава Онищенко, для достижения успеха цифровой экономики необходимо в первую очередь изменить принципы работы отраслей, предприятий и отдельных людей. Кроме того, должна быть создана цифровая среда доверия, в рамках которой и граждане, и организации смогут совершать привычные действия – заключать контракты, проводить платежи и т.д. И третье – необходимо установить единые требования к форматам данных, хранящихся в многочисленных информационных системах, – без этого невозможно организовать обмен ими между всеми заинтересованными сторонами. И, конечно, важно, чтобы в процесс цифровизации как можно скорее включились регионы.

Бизнес готов к цифровой трансформации

По словам представителей бизнеса, на рынке уже созданы все необходимые для успешной цифровой трансформации технологии. Например, преимущества облаков уже ни у кого не вызывают сомнения. Однако крупный бизнес до сих пор стоит перед выбором, где хранить свои данные и приложения: в частном или публичном облаке, говорит Яссер Эйса, вице-президент по облачным сервисам IBM Европа. IBM предлагает ему использовать гибридные облака, размещая в них информационные ресурсы так, как это наиболее удобно. Облако IBM имеет открытую и гибкую архитектуру. Кроме того, компания предоставляет все необходимые для решения бизнес-задач инструменты и уникальную методологию организации работы в частном, гибридном или публичном облаке.

На настоящий момент компания предоставляет облачные сервисы из 60 дата-центров, 16 из которых расположены в Европе. 10 специализированных команд готовы оказать помощь в реализации любых облачных проектов в соответствии с требованиями локального законодательства.

На первом этапе развития интернета его основная задача заключалась в установлении связей между людьми, начал свое выступление Алексей Соловьев, технический директор подразделения IT Division компании Schneider Electric в России и СНГ. Сегодня она трансформировалась в задачу установления связей между 5 млрд людей и 30–50 млрд вещей и машин. «С интернетом вещей мы сегодня находимся там, где были с интернетом люди в 90-х годах, – говорит Алексей Соловьев. – Активное развитие интернета вещей обеспечивается как искусственным интеллектом, так и дополненной реальностью. Благодаря появлению огромных объемов данных перед нами открываются новые возможности».

В тоже время, живя в цифровом настоящем стоит задуматься об электрифицированном будущем, уверен он. Люди постепенно переходят к децентрализованному использованию солнечной энергии. А интернет вещей приводит к смещению трафика на периферию. Таким образом, вычисления и системы преобразования энергии постепенно децентрализуются, но для управления данными по-прежнему требуются масштабируемые большие вычислительные мощности. Schneider Electric c 1997 г. занимается развитием экосистемы EcoStruxure, которая включает в себя платформу, экспертный анализ, сообщество и инструменты управления жизненным циклом, предназначенные как раз для того, чтобы организовать эффективное управление как периферийными данными, так и облаком.

Рынок объединенных коммуникаций и совместной работы растет за счет все большей популярности CCaaS, сервисов совместной работы и облачных АТС. Преимущества таких решений очевидны – это и обеспечение доступа к информации мобильным и удаленным работникам, партнерам и заказчикам, и снижение затрат при одновременном повышении эффективности сотрудников, и улучшение бизнес-процессов благодаря интеграции средств коммуникации с бизнес-приложениями и системами искусственного интеллекта.

По словам Сергея Размахаева, директора по продажам Unify в России и СНГ, использование современных коммуникационных решений позволяет повысить эффективность работы офисного персонала на 30%. В портфеле Unify есть полный спектр необходимых для этого решений для корпораций и небольших компаний, основанных на самых современных технологиях, например, таких как искусственный интеллект.

На российском рынке появляется все больше отечественных продуктов, направленных на полномасштабную цифровую трансформацию бизнеса. Несколько ярких примеров привел Андрей Нестеров, директор по ERP-решениям «Фирмы 1С». Компания предлагает целый комплекс решений для стратегического управления бизнесом при цифровой трансформации, которые уже используются на новом автомобильном заводе BELGEE, в ГК «ЛокоТех», на МПЗ «Иней», в «БрянскЭлектро», розничной сети «Магнит» и так далее.

Один из самых нестандартных проектов был реализован в Белгородской области, где 60 коровам внедрили в желудок датчики, которые каждые 10 минут передают по радиоканалу на центральный сервер сбора данных информацию о температуре и pH животного. Затем эта информация обрабатывается и в персонифицированном виде поступает в программу «:Селекция в животноводстве. КРС», где производятся различные расчеты, например, количества и состава комбикорма для кормления конкретного животного, осуществляется контроль за состоянием его здоровья, накапливаются данные для проведения племенной и селекционной работы. Результат проекта – увеличение надоев примерно на 4 кг в сутки.

По мнению Ильи Фридмана, директора по развитию бизнеса Cinimex, цифровая трансформация – это не столько внедрение новых ИТ-решений, сколько изменение бизнес-процессов компаний. Основные задачи этих изменений – повышение операционной эффективности, проактивное реагирование на проблемы клиентов, повышение уровня сервиса, улучшение текущих и своевременный вывод на рынок новых продуктов, а также взаимодействие со смежными отраслями и государством. Компания готова предоставить свои клиентам полный набор самых эффективных инструментов для решения этих задач и многолетний опыт сотрудничества с самыми известными компаниями финансового сектора.

Все большее число жителей Земли предпочитает жить в городах. Только благодаря внедрению информационных технологий во все сферы городской жизни становится возможным поддерживать работу городской инфраструктуры, говорит Тимур Аитов, заместитель генерального директора группы компаний «Программный продукт». Он привел несколько интересных примеров решений, которые скоро могут стать неотъемлемой частью нашей жизни. Например, это cервис для водителей, попавших в пробки, который путем рассылки СМС предлагает альтернативный маршрут, включая перехватывающую парковку, или полноценный маршрут общественного транспорта. «Включение концепции умного города в процессы цифровой трансформации, происходящие в России, – уже реальность, – говорит Тимур Аитов. – Умные города – это ближайшая перспектива для руководства российских городов и большой рынок для ИТ-компаний».

О возможностях технологий вспомогательной реальности (Assisted Reality, AR) рассказал Игорь Гулянский, заместитель генерального директора, руководитель направления AR «Инлайн Груп». Они могут быть использованы в работе инженеров по техническому обслуживанию оборудования, на сборочном производстве и на складах, в работе лаборатории и HR-службы, страховом бизнесе, на выставках и в образовательных учреждениях. Результаты первых внедрений AR в мире впечатляют – благодаря им компаниям удалось повысить эффективность отдельных бизнес-процессов на 20%-90%. «Инлайн Груп» разработала собственную программную платформу XR, которая позволяет компаниям применять AR-очки в самых разных бизнес-процессах и таким образом повышать их эффективность.

Результаты внедрения AR в мире

risunok_1.png

Источник: Инлайн Груп, 2018

Цифровизация глазами заказчиков

Своим мнением о перспективах цифровой трансформации в ходе CNews Forum 2018 поделились также представители ключевых отраслей бизнеса. «Сегодня банки столкнулись с такой скоростью изменений, к которой они не привыкли, – говорит Александр Сахаров, руководитель блока ИТ Альфа-Банка. – Если раньше они имели возможность внедрять новые решения в течение года, то сегодня эти сроки сократились в разы». Особенно быстрыми темпами растут объемы данных, которые необходимо обрабатывать. Сегодня это уже не классические данные из внутренних информационных систем, а неструктурированная информация из интернета, для обработки которой требуются принципиально новые технологии.

Все большее число банковских операций начинают выполнять роботы. Тем не менее, по мнению Александра Сахарова, полная цифровизация банковскому сектору не грозит. Классические отделения всегда будут востребованы, потому что люди всегда будут испытывать потребность в личном общении.

Тему новых подходов к ведению бизнеса продолжил Андрей Попов, руководитель дирекции ИТ Райффайзенбанка. «Мы все знаем, что на самом деле Agile – это не очень хорошо, – говорит он. – Он плохо масштабируется, зачастую сложен в восприятии, часто идет против желания человека переложить принятие решения на соседа и заставляет не экономить, а тратить больше и больше». Однако сегодня это единственно возможный способ создания по-настоящему прорывных решений. «Продукт должен хотеть максимально расширяться: уметь работать с максимальным количеством компонентов и покрывать максимальное количество умений», – уверен Андрей Попов. А для этого команда, которая его создает, должна работать с любым запросом пользователей. Только так можно создать гибкое решение, которое будет востребовано бизнесом. По его мнению, в достижении эффектов трансформации (скорость, эффективность, новые технологии и создание ценностей) все зависит от организации труда людей, их вовлечения и мотивации, их способности и желания вписать себя в рамки системы бизнеса.

Матрица применимости глобальных ИТ-трендов в страховании

risunok_2.png

Источник: Ингосстрах, 2018

О необходимости трансформации корпоративной культуры в условиях цифровизации говорил и Алексей Клепиков, вице-президент по ИТ «Ингосстрах». Он поделился с участниками Форума 10 лайфхаками, как это сделать. По его словам, надо высказывать поддержку новой стратегии трансформации, новым подходам на каждой встрече и совещании, изменить подход к оценке вклада членов команды в успех, стимулировать быстрое принятие решений. Большую роль играет визуализация бизнес-результатов и мотивация команд на обсуждение реально важных задач, а также умение говорить «Да!». Алексей Клепиков посоветовал взять на себя ответственность за управление корпоративной культурой и даже провести Culture Hackaton.

О том, как меняется под воздействием цифровизации одна из крупнейших розничных сетей, рассказал Сергей Сергеев, директор по ИТ компании «М.Видео». Компания использует и стандартную проектную методологию разработки, и Agile, а также активно сотрудничает со стартапами. «У нас есть несколько примеров, когда решения, которые только появились на рынке, были в течение года доработаны и внедрены в качестве замены тяжелых корпоративных систем», – говорит он. Сергей Сергеев привел несколько примеров того, как технологии больших данных и машинного обучения помогают серьезно повысить эффективность бизнеса.

«Большие компании редко оказываются в числе тех, кто готов первым внедрять инновации. Чаще всего они плывут по волнам новых технологических трендов», – говорит Кирилл Меньшов, старший вице-президент по ИТ Ростелеком. В современном мире тренды возникают и исчезают или, напротив, развиваются очень быстро. Поэтому надо успевать не только их отслеживать, но и оперативно принимать решения.

Рейтинг сквозных трендов

risunok_3.png

Источник: Ростелеком, 2018

По данным исследования, проведенного Ростелекомом, наиболее актуальными трендами сегодняшнего дня являются мобильность, искусственный интеллект и интернет вещей. Мобильность заставляет организации коренным образом пересматривать свои бизнес-модели, которые теперь ориентированы на построение экосистемы вокруг клиента и его потребностей. При этом для того, чтобы быть по-настоящему успешным, бизнес должен ориентироваться на самые разные группы клиентов. «Например, регионы, где нет и никогда не будет интернета и мобильной связи есть и будут всегда, – пояснил Кирилл Меньшов. – И для них тоже необходимо иметь соответствующую модель работы с бизнесом, ориентированную на необходимые им сервисы».

Тому, как избежать превращения идеи всеобщей цифровизации в очередной модный тренд, посвятил свое выступление Глеб Лигачев, директор по ИТ СО ЕЭС. Одна из самых серьезных проблем – моральный и физический износ ИТ-инфраструктуры многих предприятий. По мнению Глеба Лигачева, необходимо ввести интегральный показатель Индекс технико-функционального состояния ИТ-оборудования (ИТФС) – формализованную оценку актуального и прогнозного технико-функционального состояния находящегося в эксплуатации ИТ-оборудования для обоснованного принятия решения о необходимости проведения его реновации. Это позволит увеличить достоверность и обоснованность выбора подлежащего реновации ИТ-оборудования, существенно снизить влияние субъективного фактора при принятии решений в филиалах и между различными подразделениями, ускорить процедуры планирования потребностей в реновации, в том числе на перспективу, и создать необходимый временной задел для внедрения принципиально новых технических решений в тех случаях, когда экстенсивная реновация отдельных систем неэффективна.

Экспертная система для Доменной печи

risunok_4.png

Источник: ЕвразХолдинг, 2018

О том, какие направления цифровой трансформации считают для себя приоритетными в «ЕвразХолдинг» рассказал Артем Натрусов, вице-президент по ИТ. Во-первых, это внедрение экспертных (киберфизических) систем, таких как традиционные экспертные системы, основанные на физико-химических моделях процессов, и математические модели и цифровые двойники на основе машинного обучения и других элементов искусственного интеллекта. Во-вторых, системы предиктивного обслуживания оборудования (predictive maintenance) на основе прогноза его состояния. И в-третьих, электронный документооборот с использованием электронно-цифровой подписи. Артем Натрусов привел примеры уже работающих в компании решений, например, экспертных систем доменной печи, конвектора, фабрики по обогащению угля и пр. Всего по итогам 2017 г. в «ЕвразХолдинг» было реализовано 19 проектов в области цифровой трансформации, 16 находилось в стадии реализации и 11 – на этапе проработки.

Артем Пермяков: Компании стремятся взаимодействовать в электронном виде
artempermyakov.jpg

О том, как меняются системы электронного документооборота в цифровом мире, рассказал CNews Артем Пермяков, R&D-директор компании Directum.

CNews: Как изменятся требования заказчиков к СЭД в новом цифровом мире?

Артем Пермяков: Мы видим, что меняются запросы заказчиков к корпоративным системам в целом. Заметно стремление компаний к построению взаимодействия в полностью электронном виде. Это включает в себя несколько требований

Читать далее

Сергей Размахаев: Российский рынок коммуникаций ждет тернистый путь
razmahaev.jpg

О том, что происходит сегодня в сфере корпоративных коммуникаций, и куда движется рынок, рассказал CNews Сергей Размахаев, директор по продажам Unify в России и странах СНГ.

CNews: Какие проблемы возникают в ходе взаимодействия сотрудников компаний сегодня?

Сергей Размахаев: Одна из основных проблем взаимодействия сотрудников – это разница в поколениях, подходах при общении и взаимодействии между собой, в ментальности. Кому-то действительно сложно настроиться на работу с людьми в современном цифровом формате. С чем это связано? Кто-то привык общаться лично или по телефону, кому-то абсолютно достаточно удаленного взаимодействия с помощью социальных мессенджеров. Это вносит существенный дисбаланс в трудовую дисциплину и вовлеченность при выполнении своих должностных обязанностей.

Читать далее

Анатолий Волков: Искусственный интеллект станет неотъемлемой частью нашей жизни
sergeyrazmahaev.jpg

О том, как будет развиваться бизнес в цифровом мире, рассказал CNews Анатолий Волков, генеральный директор компании «РДТех».

CNews: Как вы оцениваете готовность российского бизнеса к цифровой трансформации?

Анатолий Волков: За термином «цифровая трансформация» стоит повседневная работа компаний по повышению своей конкурентоспособности за счет применения информационных технологий.

Читать далее

Азад Мухуров: Успех компании определяется уровнем использования ИТ-инноваций
anatoliyvolkov.jpg

Какие сервисы можно получить из облака и как выбрать их поставщика, рассказал CNews Азад Мухуров, руководитель направления облачных сервисов IBM в России и СНГ.

CNews: Как под влиянием цифровизации меняется окружающая нас действительность?

Азад Мухуров: Чтобы в полной мере ответить на этот вопрос, вспомните или представьте, могли бы мы 20 лет назад с помощью мобильных приложений – а GSM-телефоны с примитивным доступом в интернет тогда уже были – забронировать гостиницу, билеты на самолет, путевки, оформить заявку на загранпаспорт, оплатить услуги и товары? Таким образом, доступ к информации и управление ею стали настолько просты, что цифровизация – это, по сути, массовая автоматизация бизнес-процессов с использованием больших данных, позволяющая решать управленческие и научные задачи на новом уровне.

Читать далее

Александр Малышев: Будущее за технологиями очень тонкого клиента
malyshev6703002.png

О том, что ждет рынок унифицированных коммуникаций в ближайшем будущем, рассказал CNews Александр Малышев, генеральный директор CommuniGate Systems.

CNews: Как развивается российский рынок унифицированных коммуникаций по сравнению с мировым?

Александр Малышев: В данный момент в России мы видим рост рынка унифицированных коммуникаций, но, если сравнивать с мировым рынком, процесс идет с некоторой задержкой. Мы можем об этом судить, так как компания CommuniGate Systems более 20 лет занимается разработкой и внедрением платформы унифицированных коммуникаций CommuniGate Pro. Она используется для создания единого ядра и коммуникационного центра бизнеса всех размеров. Организация средств связи на одном масштабируемом решении экономит ресурсы на обслуживание и поддержку, интеграционные затраты и прочее.

Читать далее

Илья Фридман: Банкам нужны решения, оптимизирующие их бизнес
mg2103.jpg

О роли цифровизации в бизнесе финансовых организаций рассказал CNews Илья Фридман, директор по развитию бизнеса компании «Синимекс».

CNews: Как меняются финансовые организации под влиянием цифровизации?

Илья Фридман: Вне зависимости от отрасли, цифровизация должна затрагивать множество процессов компании, причем, как административных (внутренних), так и бизнес-процессов. Максимизация выгод, наряду с сокращением расходов, представляет наибольший интерес и важность в этом контексте. В фокусе остается и оптимизация процессов, направленных на повышение удобства и качества клиентского сервиса.

Читать далее

Роман Шмаков: Развитие энергетической отрасли зависит от уровня ее цифровизации
mg63531.jpg

О том, как будет развиваться российская энергетика в условиях цифровизации, рассказал Роман Шмаков, вице-президент подразделения IT Division компании Schneider Electric в России и СНГ.

CNews: Как вы видите будущее «зеленой» энергетики в мире и в России в частности?

Роман Шмаков: Существует два основных пути развития «зеленой» энергетики. К первому нересурсному направлению относится альтернативная энергетика – это комплекс мер и способов, позволяющих получать энергию, используя для этого возобновляемые источники. К таким источникам относятся солнце, вода, ветер, приливы, геотермальные и многие другие. Ко второму – построение энергоэффективной инфраструктуры для генерации, передачи и управления электроэнергией.

Читать далее


Презентации участников

ПрезентацияЯссер Эйсса, Вице-президент, Облачные сервисы, IBM Европа
Сервисы для Бизнеса из IBM Cloud
Презентация Соловьев Алексей, Технический директор подразделения IT Division, Schneider Electric в России и СНГ
Будущее цифровой экономики
ПрезентацияСергей Размахаев, Директор по продажам, Unify
Бизнес-коммуникации на стыке революций
ПрезентацияАлексей Нестеров, Директор по ERP-решениям, 1С
Практика цифровой трансформации бизнеса. Интеграция технологий Индустрии 4.0 в корпоративные системы управления
ПрезентацияИлья Фридман, Директор по развитию бизнеса , Синимекс
Цифровая трансформация: взгляд снизу
ПрезентацияАитов Тимур, Заместитель генерального директора, группа компаний «Программный Продукт»
Умный город в модели цифровой экономики
ПрезентацияГулянский Игорь, Заместитель генерального директора, Руководитель направления AR, ИНЛАЙН ГРУП
Вспомогательная реальность как новый способ повышения эффективности бизнес-процессов на базе платформы "ИКСАР" ("XR")
ПрезентацияПопов Андрей, Руководитель дирекции информационных технологий, Райффайзенбанк
Адаптивность, как необходимый ингредиент успешной цифровой трансформации
ПрезентацияАлексей Клепиков, Вице-президент по информационным технологиям, СПАО «ИНГОССТРАХ»
InsurTech: Истоки, развитие, тренды и прогнозы
ПрезентацияЛигачев Глеб, Директор по ИТ, СО ЕЭС
Новые вызовы в эпоху цифровизации
ПрезентацияНатрусов Артем, Вице-президент по информационным технологиям, ЕвразХолдинг
Перспективные направления Цифровой Трансформации на производственном предприятии

Артем Пермяков: Компании стремятся взаимодействовать в электронном виде

О том, как меняются системы электронного документооборота в цифровом мире, рассказал CNews Артем Пермяков, R&D-директор компании Directum.

CNews: Как изменятся требования заказчиков к СЭД в новом цифровом мире?

Артем Пермяков: Мы видим, что меняются запросы заказчиков к корпоративным системам в целом. Заметно стремление компаний к построению взаимодействия в полностью электронном виде. Это включает в себя несколько требований. Во-первых, использование всего контента в цифровом виде, юридически значимое хранение. Во-вторых, применение цифровых инструментов для совместной работы всеми сотрудниками. В-третьих, управление всеми процессами в полностью электронном виде. И в-четвертых, ведение всего взаимодействия с контрагентами в электронном виде с обеспечением юридической значимости.

Благодаря этим тенденциям волна цифровизации охватывает процессы, которые раньше было сложно представить в электронном виде, например, кадровый документооборот. Сегодня это обсуждается на государственном уровне — крупные компании активно подключаются к эксперименту Минтруда по использованию цифровых технологий в трудовой сфере.

Заказчики обращают внимание на процессы, которые уже подверглись оцифровке, но еще не стали полностью цифровыми. Яркий пример — служебные записки, которые встраиваются в новую сервисно-ориентированную модель, где для отправки заявки рядовому сотруднику достаточно корпоративного чат-бота. Компании начинают лучше понимать возможности интеллектуальных технологий, с их подачи появляются новые кейсы использования в разных сферах: от экспертизы юридических рисков до управления эмоциональным климатом в коллективе.

CNews: Какие новые технологии могут быть с успехом использованы в рамках СЭД?

Артем Пермяков: Механизмы искусственного интеллекта в СЭД уже сейчас берут на себя рутинные процессы: классификацию потока входящих документов, извлечение значимых данных, автоматическую регистрацию, маршрутизацию, формирование автоответов и проектов резолюций, умный поиск. Пока заказчики не готовы полностью передать процессы по обработке документов машинам, человек остается контролирующим звеном. Но в перспективе это направление предполагает максимальную роботизацию процессов.

В частности, роботы-юристы могут осуществлять нормоконтроль договорных документов или локальных нормативных актов: типовые проверки реквизитов, перекрестных ссылок, состава разделов, контроль полномочий подписантов и т.д. Роботам-бухгалтерам можно будет доверить осуществление полного цикла стандартных бухгалтерских проводок. HR-роботы смогут вести первичный отсев резюме соискателей.

CNews: Есть ли в вашем портфеле примеры такого использования?

Артем Пермяков: Мы развиваем набор интеллектуальных механизмов DIRECTUM Ario. За последнее время с его помощью реализовано 7 проектов по автоматической классификации, извлечению реквизитов и авторегистрации входящих. Большинство проектов показали точность классификации на уровне 95% и точность извлечения реквизитов от 85% и выше. Сейчас мы начинаем проект внедрения DIRECTUM Ario в крупной компании для создания проектов резолюций по входящим документам и автоматической маршрутизации.

Еще одно направление развития — умный поиск — стало логичным продолжением этих проектов. За счет бесшовной интеграции DIRECTUM Ario с ECM мы можем находить в системе информацию о контрагентах, исполнителях, РКК. Новые механизмы нечеткого поиска позволяют сделать процесс авторегистрации и маршрутизации еще быстрее и удобнее. Например, умный поиск поможет найти нужную организацию, даже если пользователь не уверен, под каким наименованием она заведена в справочниках, а также исправить опечатки в запросе.

Сергей Размахаев: Российский рынок коммуникаций ждет тернистый путь

О том, что происходит сегодня в сфере корпоративных коммуникаций, и куда движется рынок, рассказал CNews Сергей Размахаев, директор по продажам Unify в России и странах СНГ.

CNews: Какие проблемы возникают в ходе взаимодействия сотрудников компаний сегодня?

Сергей Размахаев: Одна из основных проблем взаимодействия сотрудников – это разница в поколениях, подходах при общении и взаимодействии между собой, в ментальности. Кому-то действительно сложно настроиться на работу с людьми в современном цифровом формате. С чем это связано? Кто-то привык общаться лично или по телефону, кому-то абсолютно достаточно удаленного взаимодействия с помощью социальных мессенджеров. Это вносит существенный дисбаланс в трудовую дисциплину и вовлеченность при выполнении своих должностных обязанностей.

Поэтому для увеличения эффективности работников руководители организаций, департаментов или отделов должны регулярно проводить мероприятия по популяризации и гармонизации взаимодействия сотрудников между собой именно в цифровых средствах коммуникаций. Руководитель должен понимать, что выстраивание правильного взаимодействия – это одна из важных задач руководства при управлении коллективом, компанией. В коммуникационные технологии можно вкладывать колоссальные средства, но сотрудники просто не будут их использовать при взаимодействии друг с другом.

CNews: Какие технологии, на ваш взгляд, способны помочь их решить?

Сергей Размахаев: Нужно отметить, что за последние 15 лет рынок ИТ и телеком объединился и по сути стал единым, то есть информационные технологии очень глубоко проникли в традиционные телекоммуникационные решения. При этом активно развились методики управления и мотивации персонала. Сейчас идет комбинация технологий, различных практик работы с персоналом и мотивации сотрудников – создаются совершенно новые техники и способы работы с людьми. Поэтому, в зависимости от бизнес-модели компании или предприятия, необходимо составить архитектуру информационного обмена между сотрудниками, и на ее основе выбрать необходимую информационную платформу.

CNews: Как вы видите развитие российского рынка унифицированных коммуникаций на ближайшие годы?

Сергей Размахаев: Я думаю, что российский рынок коммуникаций ждет сложный, тернистый путь. Это связано с тем, что наряду с самыми новыми технологиями до сих пор даже в очень крупных компаниях на законодательном уровне используется ряд решений, которым больше 50, 60, 70 лет. Это существенно тормозит развитие компаний, поскольку устаревшие технологии имеют высокую стоимость владения, которая негативно влияет на финансовые показатели таких компаний и их способность динамично двигаться вперед. Поэтому замена старых технологий на новые и консолидация как самых современных, так и давно используемых на предприятиях, – это тот путь, который в ближайшее время актуален для предприятий и бизнеса в России.

Анатолий Волков: Искусственный интеллект станет неотъемлемой частью нашей жизни

О том, как будет развиваться бизнес в цифровом мире, рассказал CNews Анатолий Волков, генеральный директор компании «РДТех».

CNews: Как вы оцениваете готовность российского бизнеса к цифровой трансформации?

Анатолий Волков: За термином «цифровая трансформация» стоит повседневная работа компаний по повышению своей конкурентоспособности за счет применения информационных технологий.

На этом пути я бы отметил два переломных момента. Первый произошел 3-4 года назад и заключался в выходе задачи автоматизации за пределы ИТ-департаментов: у бизнеса сформировалась потребность в цифровой грамотности, и бюджеты на автоматизацию перестали концентрироваться исключительно в ДИТ-ах.

Второй момент – госпрограмма по цифровизации и появление в ключевых российских министерствах должности заместителя министра по цифровому развитию. Это уже, соответственно, 2018 год.

CNews: Замечаете ли вы рост спроса на цифровизацию?

Анатолий Волков: Спрос на цифровизацию наиболее заметно проявляется в трансформации рынка труда и в тренде на создание собственных платформ – экосистем, формирующихся вокруг основного бизнеса.

Создание собственных платформ – это общий вектор развития крупного бизнеса. Идеология единого базового ядра и большого количества легко подключаемых сервисов позволила компаниям повысить управляемость своих процессов за счет их дробления на меньшие, легко автоматизируемые подпроцессы. Эти подпроцессы зачастую разрабатываются и автоматизируются в недрах департаментов развития небольшими командами на конкурентной основе. Такой подход является причиной взлета модели развития бизнеса через стартапы.

CNews: Какие технологии, на ваш взгляд, будут наиболее востребованы в ближайшие 5 лет?

Анатолий Волков: Механизмы применения вероятностной нечеткой логики будут использоваться повсеместно. И то, что сегодня принято называть «искусственным интеллектом», станет неотъемлемой частью нашей жизни.

Технологии больших данных окончательно сформируют рынок данных: аудитории, обезличенные профили интересов людей и компаний станут привычным товаром для маркетологов.

И, конечно же, интернет вещей. Развитие этого направления сегодня сдерживается отсутствием необходимой компонентной базы. В ближайшее пару лет будет разработано большое количество новых типов умных датчиков, которые заполонят рынок, и мы станем свидетелями небывалого роста автоматизации совершенно новых сфер деятельности – как на B2B, так и на B2C рынках.

Азад Мухуров: Успех компании определяется уровнем использования ИТ-инноваций

Какие сервисы можно получить из облака и как выбрать их поставщика, рассказал CNews Азад Мухуров, руководитель направления облачных сервисов IBM в России и СНГ.

CNews: Как под влиянием цифровизации меняется окружающая нас действительность?

Азад Мухуров: Чтобы в полной мере ответить на этот вопрос, вспомните или представьте, могли бы мы 20 лет назад с помощью мобильных приложений – а GSM-телефоны с примитивным доступом в интернет тогда уже были – забронировать гостиницу, билеты на самолет, путевки, оформить заявку на загранпаспорт, оплатить услуги и товары? Таким образом, доступ к информации и управление ею стали настолько просты, что цифровизация – это, по сути, массовая автоматизация бизнес-процессов с использованием больших данных, позволяющая решать управленческие и научные задачи на новом уровне.

В эпоху цифровизации успех на глобальном уровне определяется инновациями в области информационных технологий. IBM считает, что в ближайшие два года большинство компаний и организаций будут принимать долгосрочные решения о развитии своей инфраструктуры. Эти решения и обусловят успех цифровизации на следующие 10-15 лет.

CNews: Какие инструменты цифровизации доступны сегодня из облака и насколько безопасно их использование?

Азад Мухуров: Сегодня многие компании предлагают различные облачные сервисы, которые в целом можно разнести по категориям IaaS, SaaS, PaaS. Их перечень и наполнение зависит от зрелости рынка и возможностей провайдера. К примеру, у IBM широкий портфель решений как инфраструктурных сервисов, так и аналитики на базе искусственного интеллекта и машинного обучения.

Сегодня можно автоматизировать любое общение с клиентом, техническую поддержку даже сложных ERP-систем с помощью сервисов машинного обучения. Если раньше компании подыскивали инструментальные средства для решения отдельной задачи, то теперь наблюдается смещение в сторону сервисов, работающих на корпоративном уровне.

При этом вопросам безопасности в современном мире уделяют все больше внимания. Для IBM безопасность данных заказчиков остается основным приоритетом и стратегией при построении облачных сервисов. Именно поэтому мы делаем акцент на гибридные облака, где у заказчика есть выбор, где размещать те или иные данные.

CNews: Какие основные параметры вы рекомендовали бы оценивать при выборе провайдера облачных сервисов?

Азад Мухуров: Я бы выделил три основных момента. Во-первых, надо правильно выбрать облачную платформу. Понятно, что заказчики никогда не переместят полностью все данные в чье-то облако. Это, как минимум, не практично, а как максимум – недопустимо на регулятивном или законодательном уровне. С другой стороны, информацию, расположенную в разных местах и поступающую от разных источников, целесообразно связывать и комбинировать. К примеру, в целях улучшения качества обслуживания, ритейлеры могут комбинировать информацию о потребительской лояльности, запасах на складах с метеосводками, геоданными и информацией из соцсетей.

Во-вторых, важна возможность интеграции когнитивных сервисов в операционные и бизнес-процессы. Если заказчики используют облачные платформы и ИИ-сервисы только в работе со своими клиентами и потребителями, они упускают выгоду от оптимизации своих внутренних процессов.

В-третьих, необходимо планировать время и выделять ресурсы на обучение персонала и развитие корпоративной культуры для максимальной отдачи от использования возможностей облачных платформ и связанных с ними технологий. IBM готова оказать необходимые консультации и поддержку в процессе цифровизации предприятия или бизнеса любого масштаба и вида деятельности.

Александр Малышев: Будущее за технологиями очень тонкого клиента

О том, что ждет рынок унифицированных коммуникаций в ближайшем будущем, рассказал CNews Александр Малышев, генеральный директор CommuniGate Systems.

CNews: Как развивается российский рынок унифицированных коммуникаций по сравнению с мировым?

Александр Малышев: В данный момент в России мы видим рост рынка унифицированных коммуникаций, но, если сравнивать с мировым рынком, процесс идет с некоторой задержкой. Мы можем об этом судить, так как компания CommuniGate Systems более 20 лет занимается разработкой и внедрением платформы унифицированных коммуникаций CommuniGate Pro. Она используется для создания единого ядра и коммуникационного центра бизнеса всех размеров. Организация средств связи на одном масштабируемом решении экономит ресурсы на обслуживание и поддержку, интеграционные затраты и прочее.

На глобальном рынке объединенные коммуникационные технологии давно пользуются стабильным спросом. В России до недавнего времени ситуация была противоположная: для организации почтовой системы, телефонии, обеспечения совместной работы традиционно применялись разрозненные решения, которые объединялись между собой. Сейчас рынок идет к тому, чтобы использовать единое более удобное и менее затратное решение. Некоторая консервативность российского бизнеса в последнее время нивелируется путем появления возможности тестировать и затем внедрять лучшие мировые практики, прошедшее апробацию и зарекомендовавшие себя на международной арене.

Второй особенностью российского рынка унифицированных коммуникаций является то, что доля облачных инсталляций на нем существенно меньше, чем на европейском или американском рынках. Российским заказчикам привычнее и комфортнее работать на своих площадках. Во многом это обусловлено менталитетом и географическими особенностями нашей страны. Даже небольшие проблемы с каналами связи могут привести к значительным издержкам. Пока в России standalone инсталляции пользуются бОльшим спросом, чем облачные сервисы. Обеспечение непрерывности работы и цифровой связности в сфере коммуникаций – это, прежде всего, вопрос безопасности.

Третьей особенностью, которую мы выделяем, являются различные сценарии развития технологий искусственного интеллекта в коммуникационной инфраструктуре предприятий. С одной стороны, в сегменте B2C западные страны являются технологическими лидерами и законодателями. Но в сегменте B2B мы видим, что многие российские компании более открыты к внедрению решений и даже обгоняют своих коллег из других стран в части использования технологий искусственного интеллекта. К таким компаниям можно отнести почти все финансовые организации страны, а также телеком-компании. При этом существует ряд российских заказчиков, до сих пор крайне настороженно относящихся к подобным технологиям.

CNews: Какие инновационные решения востребованы вашими заказчиками?

Александр Малышев: Основная тенденция в мире – это ускорение и внешнее упрощение технологических процессов. Мы все используем несколько мессенджеров как для личной, так и для рабочей коммуникации. В то же время, работодатели хотят иметь прозрачные и управляемые корпоративные средства связи чтобы минимизировать риски утечки информации из различных некорпоративных источников. Сейчас существует масса решений, часто идеологически близких, но технологически несовместимых и использующих разные протоколы передачи данных. Одна из основных задач заключается в обеспечении совместимости таких решений в корпоративной среде. Мы активно прорабатываем возможность бесшовной интеграции привычных миру мессенджеров в корпоративный коммуникационный контур.

В общую концепцию ускорения скорости жизни, ведения бизнеса и принятия решений укладывается и второй запрос, с которым нам часто приходится сталкиваться. Он касается внедрения технологий искусственного интеллекта, в основном в части распознавания речи, лиц и других биометрических данных пользователей. На рынке унифицированных коммуникаций все отчетливее видна потребность в создании системы интеллектуального распределения звонков, интеллектуального IVR-меню и других сервисов, направленных на повышение удовлетворенности пользователей. Развитие таких проектов, как «Мои документы», «Умный город», совершенствование информационных систем в здравоохранении и образовании способствует росту числа подобных запросов.

Третий блок задач – обеспечение безопасности программного обеспечения. Речь идет о новых угрозах, возникающих вместе с развитием новых технологий и непростой политической ситуацией. Сегодня для защиты данных нужны и новые криптоалгоритмы, и устойчивая система двух и более факторной аутентификации. Необходимо внедрение решений, обеспечивающих передачу зашифрованных сообщений по зашифрованным каналам связи, и шифрование данных, хранящихся на сервере. К примеру, в этом году мы зафиксировали большую практическую значимость услуги разграничения доступа к файлам и папкам, которая была введена в версии 6.2 платформы CommuniGate Pro.

CNews: Какими будут унифицированные коммуникации в новом цифровом мире?

Александр Малышев: В новом цифровом мире унифицированные коммуникации должны быть безопасными, но вместе с тем гибкими и легко управляемыми с точки зрения конечного пользователя. Также существует целый пласт морально-этических проблем, касающихся вопросов передачи данных и обеспечения их безопасности.

С развитием коммуникационных технологий концепция BYOD (Bring Your Own Device) не теряет актуальности, а принимает новые формы. Пользователь будет продолжать использовать свой персональный девайс, но потоки данных в нем будут строго разграничены. Все рабочие коммуникации должны будут передаваться и храниться только в зашифрованном виде, иначе компании-работодатели рискуют стать слишком «прозрачными». Думаю, будут развиваться технологии «очень тонкого клиента», которые обеспечат минимизацию хранения критически-важного корпоративного контента и его фильтрацию на мобильном устройстве пользователя.

Второй особенностью будущих унифицированных коммуникаций должно стать приведение адресации контактов и контрагентов к единому формату. Сейчас у конечного пользователя может быть несколько телефонных номеров или электронных адресов. Нам видится необходимость стандартизации адресного пространства, позволяющая унифицировать технологии передачи данных и идентификаторов. Этому будет способствовать развитие уже упомянутых технологий искусственного интеллекта, потому что нет ничего более индивидуального, чем голос человека, его отпечатки пальцев или особенности сетчатки глаза.

Илья Фридман: Банкам нужны решения, оптимизирующие их бизнес

О роли цифровизации в бизнесе финансовых организаций рассказал CNews Илья Фридман, директор по развитию бизнеса компании «Синимекс».

CNews: Как меняются финансовые организации под влиянием цифровизации?

Илья Фридман: Вне зависимости от отрасли, цифровизация должна затрагивать множество процессов компании, причем, как административных (внутренних), так и бизнес-процессов. Максимизация выгод, наряду с сокращением расходов, представляет наибольший интерес и важность в этом контексте. В фокусе остается и оптимизация процессов, направленных на повышение удобства и качества клиентского сервиса.

Все, что сейчас вызывает интерес и отвечает основным требованиям оптимизации, в ближайшем будущем станет главным и основным драйвером цифровой трансформации. Это технологические тренды: машинное обучение на основе искусственного интеллекта, реальное развитие API и так далее, причем, как в B2B, так и в B2C-сегментах. Решения, направленные на осмысленную автоматизацию процессов и способные в кратчайшие сроки максимально эффективно закрыть потребности клиентов – именно они будут востребованы в финансовом секторе.

Стоит отметить, что для того, чтобы цифровизация принесла реальный измеримый качественный результат, особенно, если речь идет о крупной компании, требуются серьезные трансформации. В ряде случаев эти изменения кардинальные. Это больше вопрос ментальный, нежели технологический, поскольку возникает необходимость в переосмыслении подходов как к разработке новых продуктов, так и к их взаимодействию внутри организации.

CNews: Большинство крупных финансовых организаций уже давно обзавелось собственными ИТ-дочками. Как вы видите роль сторонних ИТ-компаний на рынке в этой связи?

Илья Фридман: Я думаю, что несмотря на растущий тренд в этом направлении, классические компании-разработчики как для финансового сектора, так и в других отраслях, будут себя чувствовать комфортно. У таких компаний есть преимущества: с точки зрения динамики развития, более глубокой экспертизы и гораздо более широкого взгляда на технологический рынок в целом. На мой взгляд, сторонние поставщики услуг, особенно услуг по разработке ПО и внедрению бизнесовых проектов, будут востребованы не меньше, чем сейчас, а, возможно, даже больше.

CNews: Какими будут финансовые организации в цифровом обществе?

Илья Фридман: Однозначно о том, что нас ждет в будущем, сказать сложно. Очень возможно, что рассматриваемый сегмент рынка станет своего рода проводником уже всем привычных и востребованных услуг. Но кроме этого, его игроки будут предоставлять побочные сервисы для привлечения новых клиентов и комиссионного дохода. Если коротко, то современные банки, страховые компании, НПФы, лизинговые, кредитные компании и другие организации видятся как супермаркеты, масштабно обеспечивающие финансовые и околофинансовые нужды потребителей.

Роман Шмаков: Развитие энергетической отрасли зависит от уровня ее цифровизации

О том, как будет развиваться российская энергетика в условиях цифровизации, рассказал Роман Шмаков, вице-президент подразделения IT Division компании Schneider Electric в России и СНГ.

CNews: Как вы видите будущее «зеленой» энергетики в мире и в России в частности?

Роман Шмаков: Существует два основных пути развития «зеленой» энергетики. К первому нересурсному направлению относится альтернативная энергетика – это комплекс мер и способов, позволяющих получать энергию, используя для этого возобновляемые источники. К таким источникам относятся солнце, вода, ветер, приливы, геотермальные и многие другие. Ко второму – построение энергоэффективной инфраструктуры для генерации, передачи и управления электроэнергией.

Ведущим мировым трендом на сегодняшний день является развитие альтернативной энергетики. Все мировое сообщество активно переходит с традиционной системы генерации электроэнергии на альтернативную. Этому способствует наличие государственных и корпоративных программ. И если говорить о доле альтернативной энергетики в общем энергобалансе, то она составляет 25-27% в целом по миру. И имеет положительную ежегодную динамику роста.

Говоря о России, к сожалению, мы видим более скромные показатели. Общая доля альтернативной энергетики по данным 2017 года составляет 1-2 %. Есть несколько серьезных факторов влияющих на темпы развития в России альтернативной энергетики. Во-первых, существующая в настоящий момент обширная структурная база для традиционной ресурсной генерации дает эффект высокой инерции. Невозможно в короткий срок поставить энергетическую систему страны на новые технологические рельсы. В нашей стране существует огромная сеть добывающих, перерабатывающих предприятий, транспортные сети, энергокомпании, заточенные под производство электроэнергии из исчерпаемых ресурсов. Здесь наблюдается большое естественное сопротивление.

Немаловажным фактором является достаточно высокая стоимость альтернативной электроэнергии по сравнению с электроэнергией, получаемой из традиционных ресурсных источников. Это приводит к отсутствию коммерческого потенциала в отрасли. Как следствие, без государственной поддержки, специальных дотаций и нормативно-правовой базы предприятиям, которые занимаются развитием альтернативной энергетики в России, практически невозможно существовать. При этом Россия понимает, что стратегически важно развивать это направление, чтобы идти в ногу со временем и мировыми трендами и конечно чтобы в будущем иметь возможность построения своей уникальной комплексной энергетической инфраструктуры. Переход на альтернативную энергетику в полной мере в России вряд ли осуществим. По географическим и климатическим причинам.

При этом Россия видит себя как производителя и поставщика сектора альтернативной энергетики. В этом направлении ведутся очень большие и серьезные работы. Есть ряд российских предприятий, которые успешно производят и поставляют компоненты, продукты и решения для «зеленой» энергетики в страны мира.

Говоря о втором аспекте развития «зеленой» энергетики, о повышении эффективности электрических сетей, стоит отметить несколько трендов. В нашей стране существует довольно масштабная электроэнергетическая сеть, и уделяется большое внимание повышению эффективности этой инфраструктуры. И речь идет не только о замене компонентов и модернизации аппаратной части сетей, но и о новых подходах к управлению. Тут стоит упомянуть такие технологии, как умные сети (Smart grid). Это модернизированные сети электроснабжения, которые используют информационные и коммуникационные сети и технологии для сбора информации об энергопроизводстве и энергопотреблении, позволяющей автоматически повышать эффективность, надежность, экономическую выгоду, а также устойчивость производства и распределения электроэнергии. Разработка Smart grid делает сеть более интеллектуальной, цифровой и эффективной в целом.

CNews: Какова роль цифровизации в этом процессе?

Роман Шмаков: Роль цифровизации в вопросе повышения эффективности электрических сетей крайне важна. Невозможно построить эффективную «зеленую» сеть без внедрения современных ИТ. Например, технологий больших данных, которые помогают анализировать статистику отказов, выбирать наилучшую модель поведения и управления сетью. Или машинного обучения, когда программа является самообучающимся элементом и формирует свое поведение, исходя из предыдущих результатов. Тут мы говорим о тесном взаимодействии аппаратной, операционной части и ИТ. Роль цифровизации в этом процессе будет только расти. Я считаю, что развитие энергетической отрасли напрямую и в большей степени зависит от уровня ее цифровизации.

CNews: Какая экосистема понадобится для цифровизации?

Роман Шмаков: Тут речь пойдет о некой платформе, которая будет связывать воедино аппаратную и интеллектуальную части энергетической системы. Такая экосистема должна обеспечивать сквозную цифровизацию и формировать единое цифровое пространство, позволяя в режиме реального времени собирать данные с устройств, консолидировать их, обрабатывать и принимать решения в автоматическом или полуавтоматическом режиме, формировать отчеты и базу данных для последующей обработки и предоставления этих данных для систем машинного обучения.

У нашей компании есть такая платформа. EcoStruxure – это архитектура, которая содержит в себе несколько уровней, начиная от базового уровня датчиков и контроллеров, которые формируют сигнал, и заканчивая уровнем Business intelligence, который, по своей сути, определяет интеллект инфраструктуры и ее поведение. EcoStruxure позволяет делать классические электротехнические сети более интеллектуальными, эффективными и отказоустойчивыми.

Короткая ссылка