Коммуникационное ПО в 2025 году: от мессенджеров к супераппам
Сергей Артемов
директор по развитию платформы корпоративных коммуникаций и мобильности eXpress:
За 2024 г. российский рынок корпоративных коммуникационных платформ вырос в полтора раза. На данный момент рост сохраняется, и это закономерно — для насыщения этого рынка потребуется еще несколько лет. Спрос на коммуникационные платформы в корпоративном сегменте остается стабильно высоким, поэтому отечественные продукты, в первую очередь eXpress, развиваются, опираясь на запросы клиентов. Со своей стороны заказчики корпоративных коммуникаций все чаще хотят получить возможность пользоваться супераппами — для бизнеса это удобно и дает конкурентные преимущества перед отдельными мессенджерами и ВКС-сервисами за счет оптимизации рабочих процессов. Рассмотрим, какие тенденции наблюдаются на рынке корпоративных решений и как на них реагирует суперапп для бизнеса eXpress.
Microsoft Teams остается эталоном
Современные вендоры корпоративных платформ продолжают развивать в своих продуктах основную функциональность MS Teams. eXpress видит потенциал в росте количества участников ВКС, добавлении таких привычных функций, как опросы в чате, и в столь востребованной корпоративными пользователями ролевой модели управления доступами. Параллельно идет работа и над расширением портфеля интеграций со стандартными и узкоотраслевыми бизнес-приложениями заказчиков.
Интеграции — движущая сила рынка корпоративных коммуникаций
Фактически все лидеры в разработке коммуникационных платформ движутся в сторону захвата рынка, реализуя новые интеграции. Конец 2024 г. показал, что очень хорошо работает подход win-win, когда пересечение инсталляций коммуникационных платформ и партнерских решений дает ярко выраженный эффект синергии. Объединив приложения, завязав их в единый суперапп, можно значительно повысить эффективность работы бизнес-систем.
Например, некоторые популярные у российских компаний импортозамещенные системы Service Desk сами по себе обладают довольно громоздким интерфейсом для самообслуживания. Но когда они интегрированы с eXpress, пользователь может создать задачу в супераппе буквально в три клика.
Заказчику важно знать, как будет развиваться коммуникационный продукт
Начиная использовать корпоративный мессенджер, компании достаточно быстро получают представление о текущем уровне соответствия продукта своим бизнес-задачам и хотят знать, в каком направлении выбранный ими продукт будет развиваться. Вопрос «что дальше?» также был трендовым в 2024 г. В ответ на него вендоры коммуникационных решений демонстрируют клиентам дорожные карты развития своих продуктов — прежде всего, в части интеграций.
Цифровые сервисы достаточно легко объединяются в супераппах, несмотря на их многообразие. Оцифрованные документооборот, офисные задачи, системы мониторинга и бизнес-аналитики, ERP-системы и простые интеграционные взаимодействия уже стали частью ИТ-рынка, и так или иначе все имеют в основе один и тот же ИТ-пласт. Это облегчает их интеграцию между собой. Можно сказать, что сегодня интеграция в суперапп таких цифровых сервисов становится логичным этапом развития ИТ-решения, поддерживающего бизнес-процесс.
Отечественные коммуникационные супераппы для импортозамещения
Все больше компаний отказываются от использования западных публичных мессенджеров для корпоративных нужд, и отечественным разработчикам есть что предложить взамен.
Количество и популярность российских разработок продолжают расти, тем более что к концу 2024 г. практически не осталось тех, кто верит в возможность возврата к западным системам. Причина этому — не только и не столько регуляторные меры, сколько уже свершившийся факт технического прогресса в части импортозамещения.
Переход от западных ИТ-продуктов к отечественным — это тот случай, когда обратный путь сложнее, чем продвижение вперед. Российские ИТ шаг за шагом движутся вверх по ступеням технологического развития, и это не оставляет российским компаниям права обернуться назад. Не говоря уже о том, что каждый наш шаг назад сопряжен с риском снижения технологической безопасности.
Примеры компаний, которые перешли из публичных мессенджеров в суперапп
Аtom Space
Atom Space — корпоративный суперапп для атомной отрасли, разработанный на базе платформы eXpress для «Росатома» в 2022 г. Он заменил WhatsApp и Telegram в рабочей коммуникации и стал единой средой коммуникации, объединяющей классические функции мессенджера: переписку, видеочаты, каналы для внутренней новостной ленты, а также трансляции. Внутренние эфиры для сотрудников проходят с помощью встроенного мини-приложения SmartApp Atom Stream. Аудитория на онлайн-встрече достигает до 8 тыс. сотрудников корпорации.
В супераппе Atom Space интегрированы все ключевые бизнес-процессы компании, доступ к ним осуществляется прямо со смартфона. Это значительно упрощает взаимодействие внутри корпорации, а сотрудники находятся в едином корпоративной информационном поле.
«Суперника»
Это корпоративный суперапп сотрудников компании «Норникель», который объединяет классические функции мессенджера, ВКС-сервис и онлайн-доступ к корпоративным новостям, чатам и различным сервисам. Запущен в промышленную эксплуатацию в 2023 г., а до внедрения «Суперники» сотрудники были вынуждены применять публичные мессенджеры.
В суперапп интегрированы 5 крупных информационных систем, к которым обеспечен сквозной бесшовный доступ пользователей:
- Корпоративный информационный портал.
- Личный кабинет сотрудника/руководителя (на базе SAP).
- Медицинская информационная система.
- Система онлайн-бронирования (Nornickel Booking) билетов/гостиниц/такси.
- Умный чат-бот «Ника».
Прогнозы на 2025 г.: популярность супераппов сохранится
В 2025 г. можно смело прогнозировать рост рынка коммуникационных платформ не менее чем в полтора раза, как и в 2024.
Подводя итоги, можно с уверенностью утверждать, что в числе трендов отечественного рынка супераппов остаются трансформация мессенджеров и взаимное проникновение систем. В частности, в планах у eXpress— расширение портфеля интеграций, нахождение точек win-win с партнерскими сервисами и сервисами бизнес-процессов заказчиков: системами мониторинга, визуализации данных, системами обработки задач и обращений пользователей.
Ничего принципиально нового и революционного на этом рынке не ожидается. Клиенты по-прежнему будут запрашивать интеграцию своих бизнес-систем внутрь коммуникационного приложения, создавая у себя внутри суперапп. Им будет важно увидеть аналогичный опыт у других заказчиков, чтобы точнее определить для себя, на какой результат они могут рассчитывать в ходе проведения этих интеграций.