Георгий Джабиев, T1 Облако: Надежность решений зависит не от технологий, а от подхода к организации ИТ-инфраструктуры
Российский бизнес озадачен вопросом оптимизации затрат, в том числе на ИТ. Чтобы быстро повысить эффективность бизнес-процессов и снизить эксплуатационные издержки, компании переходят к сервисной модели. От провайдеров они требуют схожих с инсорсерами SLA, чего непросто достичь при нахождении вне периметра. О том, как условия SLA-соглашения влияют сегодня на выбор облачного провайдера и как компании контролирует его соблюдение, рассказал Георгий Джабиев, директор по развитию бизнеса Т1 Облако (ИТ-холдинг Т1)
Market.CNews: Дата-центры и аренда серверов существуют десятки лет. Почему за это время нельзя было построить супернадежные дата-центры и разработать супернадежные серверы, чтобы доступность всегда была 100%?
Георгий Джабиев: Нет ничего вечного: любой дата-центр или сервер может выйти из строя, оборудование и комплектующие требуют обслуживания, а ПО — регулярного обновления. Последние очень важны, поскольку влияют на работоспособность и безопасность инфраструктуры.
Также важно понимать, что чем сложнее система, тем выше шанс ее отказа. Это касается любого объекта: сервера, системы подачи питания многого другого. Как и в любой инфраструктуре, инциденты случаются — даже on-premise-решения не дают стопроцентного SLA. Гораздо важнее то, насколько быстро и качественно сервис-провайдер справляется с такими ситуациями. Экспертиза команды инженеров в критические моменты незаменима — вне зависимости от того, насколько технически совершенны оборудование и архитектура облака.
А поддерживать уровень SLA на уровне 99,95% и выше помогают профилактические работы, непрерывный мониторинг инфраструктуры, а также регулярное обновление платформы и всех ее составляющих — аппаратных компонентов, сетевой и программной частей.
Market.CNews: Компенсации по SLA малы по сравнению с бизнесом ваших заказчиков. Так ли важен SLA сегодня?
Георгий Джабиев: Безусловно, SLA важен. Это юридически значимый документ, в котором определяются компенсации заказчику при недостижении облачным провайдером гарантированного уровня сервиса. И мы как один из крупных игроков на рынке предусматриваем такой пункт в случае нарушения условий с нашей стороны, а также адаптируем соглашение, корректируя важные для конкретного клиента параметры.
Однако в стремлении сохранить гибкость мы не отступаем от ключевого принципа — обеспечивать высокий уровень доступности инфраструктуры и не допускать простоя сервисов. Любая ошибка здесь — это серьезные риски для бизнеса, влияющие на прибыль и репутацию клиента. И если бизнес хочет разделить финансовые риски или даже возместить в случае форс-мажора упущенную выгоду, облачные провайдеры могут формировать стоимость своих услуг исходя из выручки заказчика.
Market.CNews: Какие требования в SLA вы готовы прописать для ваших клиентов? Или, другими словами, какие запросы они просят указать дополнительно?
Георгий Джабиев: Самые распространенные запросы — корректировка времени реагирования в случае аварии или форс-мажора, а также изменения параметра производительности.
Также клиенты все чаще предъявляют требования к каналам коммуникаций. В базовом варианте SLA облачный провайдер предоставляет лишь e-mail и номер телефона для заявок и управления тикетами, и большинству компаний такие способы связи уже непривычны. В частности, они предпочитают чат в мессенджере с представителями команды технической поддержки. Мы идем навстречу заказчику, поскольку понимаем, что работа в режиме 24/7 и наличие нескольких каналов коммуникации с техподдержкой позволяют клиенту не оставаться в выходные или ночное время один на один с проблемой.
С параметрами же доступности обычно согласны большинство компаний. Они понимают, что любое оборудование требует обслуживания, и зачастую завышенные параметры SLA могут вызывать сомнения в качестве и надежности предоставляемых услуг.
Market.CNews: Как часто клиенты просят отойти от базовых условий SLA? И в каких ситуациях им это нужно?
Георгий Джабиев: Подобные ситуации случаются достаточно редко. Многое зависит от типа систем, которые компания размещает в облаке. Те системы, выход из строя которых влечет невосполнимые потери (ПО категории mission critical), а также критические для управления решения (business critical) необходимо восстанавливать в течение 1-2 часов. Время восстановления для стандартных бизнес-приложений (business operational) — 4-6 часов, а для некритических для управления систем (office production) — 1-2 рабочих дня.
Market.CNews: Есть ли разница в SLA на частные, публичные и гибридные облака?
Георгий Джабиев: Да, разница есть. Например, для частного и отчуждаемого облака может быть рассчитан индивидуальный SLA в зависимости от доступности дата-центра, и уровень отказоустойчивости может достигать значения, приближающегося к 99,99%. Гибридное же облако требует еще более персонального подхода, поскольку важно разграничить зоны ответственности. При этом доступность сервисов обеспечивается не только на уровнях виртуализации и инфраструктуры, но и благодаря дополнительным настройкам на уровне архитектуры ПО.
Market.CNews: Меняются ли со временем рекомендации по повышению надежности? Появляются ли технологии, применение которых заметно повышает надежность ИТ-решений?
Георгий Джабиев: Надежность решений зависит не от технологий, а от подхода к организации ИТ-инфраструктуры. Рекомендации для снижения рисков сбоя систем стандартны, и ничего более эффективного на рынке еще не придумали. Во-первых, важно распределять нагрузку: например, «ядро» инфраструктуры с повышенными требованиями к информационной безопасности размещать в частном облаке, а некритичные системы с нестабильной нагрузкой — в публичном.
Во-вторых, всегда нужно предусматривать план «Б»: резервирование вычислений снижает вероятность сбоя сервисов и полной потери доступности. Наличие аварийного восстановления позволяет в момент форс-мажора переключиться на запасную площадку. Облачные провайдеры, в свою очередь, оказывают техническую поддержку и обслуживают гибридную инфраструктуру, снижая риск простоя.
Market.CNews: На ваш взгляд, насколько сильно SLA влияет на решение заказчиков о миграции в то или иное облако?
Георгий Джабиев: Ключевые параметры — стоимость услуг и SLA. В последнем случае провайдеры ставят на первый план доступность предоставляемых сервисов, а также специфические показатели, которые могут меняться в зависимости от модели потребления облачных услуг, задач клиента и используемых им решений.
Облачный провайдер — это в первую очередь надежный партнер, который помогает создать отказоустойчивую инфраструктуру и обеспечить непрерывность бизнеса заказчика. Сервис-провайдер предоставляет ресурсы профессиональных инженеров, а также функциональные и безопасные инструменты. Однако само построение отказоустойчивой ИТ-инфраструктуры — в зоне ответственности самого клиента.
■ erid:2W5zFHkkgYQРекламодатель: ООО "Т1Клауд"ИНН/ОГРН: 7720479358/1197746515405Сайт: https://t1-cloud.ru/