Налоговый мониторинг 2024-2025: куда все катится?
Требования по переходу на режим налогового мониторинга расширяются ежегодно. На этот раз лимиты были снижены на 20%, а число компаний возросло до 573. Снижение лимита и расширение числа компаний продолжатся и в будущем. Очевидно, в какой-то момент налоговый мониторинг станет обязательным для всех.
Ежегодные изменения
Юридические изменения на ближайший год были сформированы в начале августа Федеральным законом от 08.08.2024 № 259-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах». 13 августа был выпущен краткий релиз ФНС России с пояснением этих изменений.
Перейти к обзору решений для Налогового мониторинга 2024
Наиболее важные изменения внесены в пункт 3 статьи 105.26 Налогового кодекса Российской Федерации и касаются суммовых критериев для перехода на налоговый мониторинг:
- Совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых и страховых взносов, подлежащих уплате (перечислению) в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, составляет не менее ₽80 млн. При определении совокупной суммы налогов, указанных в настоящем подпункте, учитываются налоги, обязанность по уплате (перечислению) которых возложена на организацию как на налогоплательщика и налогового агента.
- Суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее ₽800 млн;
- Совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее ₽800 млн.
Для организации-резидента особой экономической зоны выполнение данных условий не является обязательным.
Важные пояснения
По информации ФНС, обязанность соответствовать суммовым критериям при переходе на налоговый мониторинг теперь не распространяется на организации, входящие в группы компаний, если одна из них прямо или косвенно участвует в другой, и доля такого участия составляет не менее 50%, при этом в совокупности они уплачивают налоги на сумму не менее ₽1 млрд в год, а их доход и активы составляют не менее ₽10 млрд в год.
Закон также предусматривает отмену суммовых критериев для бывших участников консолидированных групп налогоплательщиков, операторов лотерей, государственных и муниципальных учреждений.
Новые правила будут действовать для организаций, планирующих перейти на налоговый мониторинг с 2025 г. Заявление и соответствующий пакет документов необходимо представить не позднее 2 сентября 2024 г.
Документы для вступления в налоговый мониторинг:
- заявление о проведении налогового мониторинга;
- регламент информационного взаимодействия;
- сведения о взаимозависимых лицах;
- учетная политика для целей налогообложения организации;
- документы о системе внутреннего контроля (контрольные процедуры, оценка уровня системы внутреннего контроля и информация об организации системы внутреннего контроля).
Решение о проведении налогового мониторинга принимается налоговым органом до 1 ноября года.
Риски и проблемы
Режим налогового мониторинга еще недостаточно обкатан, сформирована относительно малая опытная база, на которую можно опираться — и это первый риск. Именно поэтому внедрение НМ лучше выполнять с помощью консалтинговых и методологических организаций (см. обзор и рейтинг методологов по НМ 2024). Внедрение НМ зачастую выполняется силами интегратором — см. отдельный рейтинг интеграторов НМ 2024.
Далее — утечки. Передача данных через интернет может быть подвержена утечкам, что означает несанкционированный доступ к конфиденциальной информации. Утечки могут происходить по разным причинам, включая ошибки в программном обеспечении, недостаточную безопасность сети или намеренное вмешательство злоумышленников.
Утечки данных могут привести к серьезным последствиям, таким как кража личной информации, финансовые потери и нарушение конфиденциальности. Чтобы предотвратить утечки, есть типичные советы: использовать надежные методы шифрования данных, регулярно обновлять программное обеспечение и следить за безопасностью сети. Много тут зависит от компетенций службы ИБ и человеческого фактора.
Также из недостатков выделяют постоянное внимание налоговой службы к компании. При налоговом мониторинге происходит регулярный контроль и анализ ее финансовой деятельности, проверка правильности исчисления и уплаты налогов, а также своевременности подготовки отчетности.
Налоговый мониторинг предполагает, что налоговые органы имеют доступ к данным компании в режиме реального времени, что позволяет им быстро реагировать на любые изменения или нарушения. Компания, участвующая в налоговом мониторинге, должна быть готова к тому, что ее деятельность будет находиться под постоянным контролем и вниманием налоговой службы.
Из технических сложностей выделяют необходимость внедрения дополнительного ПО, интеграции с АИС Налог-3 и ERP-системой. Все это требует дополнительных затрат и усилий со стороны организации.
Перейти к рейтингу интеграторов Налогового мониторинга 2024
Хотя эти меры могут быть затратными и трудоемкими, они являются необходимыми для соблюдения требований налогового законодательства и предотвращения возможных штрафов за неправильное исчисление налогов.
Из возможных плюсов — внедрение дополнительного ПО и интеграция с АИС Налог-3 и ERP-системой могут привести к улучшению процессов управления финансами и повышению эффективности работы организации в целом.
Выводы
Итак, на рынке активно внедряется мнение, что налоговый мониторинг является важным инструментом для повышения прозрачности и эффективности налогового администрирования. Он позволяет налоговым органам получать доступ к данным организации в режиме реального времени, что способствует своевременному выявлению и предотвращению нарушений налогового законодательства.
Перейти к обзору решений для Налогового мониторинга 2024
Интеграция с АИС Налог-3 и ERP-системой является необходимым условием для эффективного функционирования налогового мониторинга. Она позволяет организациям обеспечить доступность своих данных для налоговых органов и опять-таки способствует повышению прозрачности и снижению рисков возникновения ошибок при исчислении и уплате налогов.
Внедрение дополнительного ПО и интеграция с АИС Налог-3 и ERP-системой требует дополнительных затрат и усилий со стороны организации и связано с рисками утечек, но они являются необходимыми для соблюдения требований налогового законодательства и предотвращения возможных штрафов.