BPM

17 000 руб On-Prem

Low-code BPM

для комплексной автоматизации

BI

По запросу

Visary BI

Облачная аналитика

IaaS

По

Облако VMware/Брест

ФЗ-152, SLA 99,99%

Корпоративные мессенджеры

Стоимость по запросу

Тариф IVA One

Low-code

от 833 руб.

Цифровая трансформация

с ELMA365

CRM

По запросу

ПО для управления

взаимоотношениями с клиентами

IaaS

от 490руб./мес

VMware / ПО РФ

SLA 99,95% Pay-as-you-go

IBP

По запросу

Цифровая система

SCP и IBP

CRM

по запросу

Мощная CRM/ERP

для серьезного бизнеса

Low-code

По запросу

Автоматизация процессов

с AMBER BPM

Kubernetes

От 5,95 руб / час

№1 в рейтинге провайдеров

SLA 99,98%, 152-ФЗ

DBaaS

От 3,98 руб./час

№1 в рейтинге DBaaS

SLA 99,95%, 152-ФЗ, PCI DSS

Kubernetes

от 5.51 руб/час

Kubernetes as a Service

Отказоустойчивые кластеры, быстрый запуск, удобное управление

HRM

от 8500 руб.

HCM-платформа

для автоматизации HR

ВКС

от 250 руб/мес

Платформа корпоративных

коммуникаций

  • BI

    По запросу

    Visary BI

    Облачная аналитика

  • IaaS

    По

    Облако VMware/Брест

    ФЗ-152, SLA 99,99%

  • Корпоративные мессенджеры

    Стоимость по запросу

    Тариф IVA One

  • Low-code

    от 833 руб.

    Цифровая трансформация

    с ELMA365

  • CRM

    По запросу

    ПО для управления

    взаимоотношениями с клиентами

  • IaaS

    от 490руб./мес

    VMware / ПО РФ

    SLA 99,95% Pay-as-you-go

  • IBP

    По запросу

    Цифровая система

    SCP и IBP

  • CRM

    по запросу

    Мощная CRM/ERP

    для серьезного бизнеса

  • Low-code

    По запросу

    Автоматизация процессов

    с AMBER BPM

СЭД

17 000 руб On-Prem

Цифровая трансформация

с ELMA365

Корпоративные мессенджеры

от 250 руб/мес

Защищенная платформа

коммуникаций

CRM

По запросу

B2B-CRM

для корпоративных продаж

ВКС

Стоимость по запросу

Тариф IVA MCU

IBP

По запросу

Высокая скорость

принятия решений

Корпоративные мессенджеры

От 200 руб/мес

Передовое

решение

Корпоративный портал

от 500 000 руб.

Российское решение

аналог Microsoft Sharepoint

IBP

По запросу

Интеллектуальная

платформа планирования

Kubernetes

По запрос

Платформа

контейнеризации

IaaS

По запросу

По вашим правилам

Dedicated, SaaS/PaaS

BPM

от 12 000 руб/год

Цифровые процессы

с комфортом для людей

IaaS

от 249,95 руб.

Для любых задач

Оплата pay-as-you-go

IaaS

По запросу

ФЗ-187, КЗ-1 ФЗ-152

УЗ-1, ГОСТ 57580.1

IBP

по запросу

Универсальная CPM/EPM

self-service платформа

Реинкарнация BPM: количественные изменения или новый этап в развитии систем управления процессами?

Маркет

Системы класса BPM (Business Process Management) — отнюдь не новое явление на рынке корпоративных ИТ-систем. Первый пик популярности пришелся на конец 1990-х, когда в моде было «процессное управление» как ключевой элемент системы тотального менеджмента качества (Total Quality Management). 

Консультанты обещали построить полный цикл управления процессами в организации: от комплексного моделирования всех процессов через их автоматизацию и получение аналитических данных о ходе процесса до внедрения цикла непрерывного улучшения (Continuous Process Improvement — CPI) характеристик процессов на основании полученной аналитики. Такие системы оказались дорогими и сложными в использовании, а значит, были доступны только крупным компаниям. Внедрение полного цикла процессного управления оказалось весьма трудоемким и не всегда эффективным. На практике BPM-платформы стали использоваться для автоматизации отдельных процессов, состоящих из последовательных операций и по обработке информации. Выделилось 2 класса системы: Human Centric Workflow, концентрирующихся на создании приложений для конечных пользователей, и Business Process Interaction (PI), делающих акцент на фоновых процессах интеграции приложений.

В течение последних 20 лет рынок BPM-платформ был стабильным, со сформировавшимся кругом основных игроков — крупнейших разработчиков ПО, лидеров рынка (такими как IBM, Oracle, SAP, CA GmbH и пр.).

В последние годы мировой рынок BPM начал меняться, и широкая общественность вновь заинтересовалась этим направлением. Какие тренды влияют на BPM-платформы?

  • акцент на «цифровой трансформации» бизнеса;
  • конвергенция ECM и BPM платформ;
  • развитие Low-code инструментов и демократизация создания решений;
  • развитие инструментов оптимизации процессов — технологии Process Intelligence, RPA и ИИ.

Кратко рассмотрим суть этих изменений и влияние на рынок BPM-платформ.

Цифровая трансформация бизнеса

Цифровая трансформация — закрепившейся ИТ-тренд. Дать ему четкое определение сложно.

Что включает в себя «цифровая трансформация»?

  1. Переход на безбумажные технологии.
  2. Максимальную степень автоматизации всех процессов управления в организации.
  3. Использование гибких подходов к автоматизации.
  4. Возможность быстрой адаптации ПО к меняющимся условиям бизнеса.
  5. Формирование максимально подробного «цифрового следа», который в дальнейшем может использоваться в качестве входной информации для оптимизации процессов и обучения искусственного интеллекта (ИИ) для создания «цифровых двойников», берущих на себя часть работ по обслуживанию бизнес-процессов.

Такие условия радикально меняют способ существования организации в непрерывно меняющемся мире, что и позволяет говорить о «цифровой трансформации бизнеса». Теперь, когда мы «разложили задачу на составляющие», легко увидеть, что именно BPM-системы максимально подходят для описанных выше задач, а учитывая нижеописанные факторы, их использование в цифровом ландшафте современной компании становится необходимым.

Усиление функций BPM в результате конвергенции с ECM

Аналитическая компания Gartner ввела новый термин Content Services Platforms (CSP). Он заменил устаревшее понятие Enterprise Content Management (ECM) и закрепил фактически конвергенцию систем двух классов: ECM и BPM. Таким образом, традиционная функциональность BPM, ориентированная на обработку структурированных данных, дополнилась функциями по обработке слабоструктурированных и даже неструктурированных документов. В современных платформах данного класса имеется возможность в единой среде реализовать задачи, традиционно решаемые в системах управления бизнес-процессами, — это процессинг обработки форм и задачи управления маршрутизацией информации. Такого рода системы получили название CSP-системы (далее мы будем использовать термины CSP и BPM как синонимы).

Одной из проблем обеспечения качества управления сегодня является наличие зазоров между отдельными этапами сложного процесса, которые реализуются в разрозненных ИТ-системах. Эти зазоры замедляют процессы, служат источником сбоев и ошибок и самое главное — не позволяют выстроить единую систему мониторинга и аналитики процессов для их последующей оптимизации. Современные BPM-системы решают это.

Например, платформа Docsvision имеет разнообразные инструменты для управления процессами и содержит интеграционные инструменты для обеспечения бесшовного взаимодействия с другими решениями в рамках бизнес-процессов, что позволяет выстраивать непрерывные контуры обработки документов. В результате процессы работы с договорами могут интегрировать в себе подготовку и согласование документов, а затем ведение архива всех документов, связанных с договором, взаимодействие с контрагентами через оператора ЭДО, финансовые транзакции по договору в ERP-системе как единый связный процесс. Платформы такого рода могут начинать автоматизацию на стадии бумажного документооборота, автоматизируя отдельные этапы обработки бумажных документов, в результате они становятся центральным инструментом для перехода на полностью безбумажные технологии.

Развитие Low-code инструментов и демократизация создания решений

Как мы отметили, первые BPM-системы были дороги, достаточно громоздки и сложны в освоении, что препятствовало их широкому распространению. За последние годы разработчики провели огромную работу по «демократизации» инструментов BPM.

BPM-платформы изначально представляли собой Low-code платформы, которые обеспечивали возможность модификации процессов без изменения кода платформы с помощью визуальных инструментов разработки и скрипт-программирования. Но современные системы реализовали существенный прогресс как в части развития No-code инструментов, обеспечивающих простую, доступную «гражданским» разработчикам возможность конструирования приложений, так и разнообразии возможностей такой разработки. Современные инструменты Low-code позволяют не только настраивать структуру бизнес-процесса, но и создавать полноценные приложения очень широкой номенклатуры разработчикам, которые не имеют глубокой программистской компетенции, но зато хорошо знают предметную область. Ну и самое главное, что эти инструменты стали гораздо доступнее по цене и в разнообразии вариантов поставок от внедрения в ИТ-инфраструктуре организации до облачного базирования.

Развитие инструментов оптимизации процессов — технологии Process Intelligence (PI), RPA и ИИ

И, наконец, немаловажный вклад в возобновлении интереса к проблематике BPM обеспечивает развитие инструментов для оптимизации корпоративных процессов и обеспечение непрерывного улучшения процессов. Прежде всего стоит отметить развитие инструментов процессной аналитики. Помимо традиционных инструментов моделирования процессов, инструментов имитации процессов и инструментов накопления и анализа ключевых индикаторов процессов, в распоряжение аналитиков сегодня добавились инструменты Process Mining и Process Intelligence. Эти инструменты позволяют не только автоматически восстанавливать модель процесса по «сырым» данным, накопленным в информационной системе, но и проводить его детальную оптимизацию с использованием различных эвристических моделей, основанных на анализе данных, накапливаемых в ходе процесса.

Другим относительно новым компонентом архитектуры BPM стали RPA-системы, которые позволяют встроить в единый бизнес-процесс устаревшие приложения, или приложения, у которых отсутствует API. Сочетание инструментов RPA и BPM позволяет покрыть гораздо более широкий спектр процессов комплексной автоматизацией. Ну и последний, но не последний по значимости инструмент, доступный для углубления автоматизации, — это различные модели искусственного интеллекта (ИИ), которые позволяют уйти от ручного человеческого труда к полной автоматизации. При этом необходимые данные для обучения моделей ИИ, которые будут замещать рутинный труд человека, могут накапливаться в рамках тех процессов, которые уже автоматизированы BPM-платформой. Таким образом, ИИ может быть встроен в процесс непрерывного улучшения процессов в организации.

Резюмируя, можно констатировать, что идеи BPM переживают второе рождение и соответствующее повышение интереса среди ИТ-сообщества.

Использование современных BPM платформ позволяет решить следующие задачи:

Реализация широкой номенклатуры решений на базе инструментария Low-Code

Модель приложения и средства разработки современных BPM позволяют создавать очень широкую номенклатуру решений на их базе. В результате такие платформы могут автоматизировать задачи, которые не закрываются в ERP-системах и других платформах. Кроме создания решения, платформа обеспечивает возможность изменять созданные решения по мере изменения бизнес-требований командой, развивающей систему самостоятельно, с помощью высокоуровневых средств разработки Low-Code. В результате система может использоваться как инструмент непрерывной трансформации бизнеса с учетом меняющегося окружения и вновь формируемых потребностей.

Возвращение к идеям процессного управления и непрерывного улучшения процессов

Полноценная поддержка функций BPM в современных платформах позволяет в единой среде реализовать и традиционные приложения, и задачи, решаемые в системах управления бизнес-процессами. В результате такие системы решают одну из проблем обеспечения качества управления — снятие зазоров между отдельными этапами сложного процесса, которые ранее обслуживались разными ИТ-системами. Отсутствие сквозного автоматизированного процесса замедляла его ход, было источником сбоев и ошибок, но самое главное — не позволяло выстроить единую систему мониторинга и аналитики для оптимизации бизнес-процессов. Интеграционные инструменты для обеспечения бесшовного взаимодействия с другими решениями в рамках бизнес-процессов позволяют выстраивать непрерывные контуры обработки информации. Это и наличие инструментария PI позволяет вернуться к идее непрерывного улучшения качества бизнес-процессов организации на основании накопленных данных.

Переход на безбумажные технологии и единый репозитарий контента

Главнейшей проблемой выстраивания современной непрерывно оптимизируемой системы управления является наличие бумажных документов. Учет обращения бумажных документов и постепенный перевод процессов в безбумажный вариант осуществляется BPM-системами, например, платформой Docsvision. Этот процесс включает в себя много аспектов: это и ретро-конверсия бумажных документов, и обеспечение юридической значимости документов с использованием различных видов электронной подписи, управление машиночитаемыми доверенностями, поддержка долгосрочного хранения электронных документов, интеграция с операторами ЭДО и МЭДО и обеспечение хранения и обработки формализованных форм финансовых и кадровых электронных документов, для работы с которыми существуют дополнительные требования, определенные в законодательстве. Все эти инструменты реализуют современные BPM-системы, что позволяет обеспечивать постепенный перевод процессов обработки этих документов в безбумажный вид, наличие готовых инструментов радикально позволяет сократить процесс отказа от бумаги.

Интеграция управления задачами в рамках единого рабочего места

Как мы отметили, в рамках BPM реализуется существенное количество процессов управления: традиционные процессы ДОУ, задачи процессного управления, управленческие функции в рамках функциональных задач, реализованных в рамках отдельных решений. В рамках этих процессов формируются задания на обработку исполнителям отдельных этапов этих процессов. Задания могут содержать различную информацию для обработки: файлы документов, структурированные данные ссылки на различные ресурсы, информацию, необходимую для принятия решений. С заданиями можно осуществлять различные действия: делегировать исполнение, создавать дочерние задачи, декомпозирующие их обработку. Все задачи вне зависимости от того, в рамках какого решения они были порождены, обрабатываются в рамках единого рабочего места, имеют одинаковый интерфейс и образуют «общую очередь обработки». Такой подход крайне удобен, потому что позволяет агрегированно контролировать качество исполнительской дисциплины сотрудников по всем процессам и задачам и получать целостную управленческую картину о состоянии исполнения всех процессов в организации.

Повышение качества цифрового следа и возможности использования ИИ и PM

По мере все большего покрытия процессов средствами автоматизации ликвидации разрывов между процессами, ухода от работы с бумагой мы получаем возможность полной фиксации информации о ходе бизнес-процессов, изменении информации, выполнении любых действий менеджерами и исполнителями. Для этого BPM содержит достаточно развитые механизмы журналирования всех операций в системе. В результате компания накапливает полный цифровой след, которой может дать бесценную информацию для оптимизации и улучшения качества бизнес-процессов в организации. Накопленная информация может использоваться системой PI для восстановления реальной картины бизнес-процессов в организации по сырым данным, накопленным при обработке информации, а в дальнейшем по их оптимизации. А инструменты машинного обучения могут формировать модели «цифрового двойника», которые в дальнейшем позволят заменять работу сотрудников программными роботами для реализации типовых операций, что может очень сильно сократить издержки на сопровождение бизнес-процессов и повышение их качества.

Все, о чем мы сказали выше, внушает уверенность в том, что технологии BPM не только переживают новый этап своего развития, но и будут играть все большее значение в ИТ-инфраструктуре современной организации.

erid:LjN8KAgS2Рекламодатель: ООО "ДоксВижн"ИНН/ОГРН: 7801515318/1107847070638Сайт: https://docsvision.com/

Владимир Андреев, президент компании «ДоксВижн»

Короткая ссылка