Олег Тихомиров, ВТБ: Программная роботизация — это и операционный инструмент, и способ апробации новых идей
Технологии роботизации RPA в банке ВТБ применяются с 2018 г. За это время накоплен большой опыт создания роботов и взаимодействия с ними. Некоторые из них «живут» несколько лет, срок жизни других составляет считанные недели и дни. Почему это так и как устроена роботизация в банке ВТБ, рассказал руководитель стрима RPA Олег Тихомиров.
Все начинается с доверия
Market.CNews: Олег, добрый день. Давайте начнем с главных цифр. Как давно в банке ВТБ применяются технологии RPA, сколько роботов функционирует, каков экономический эффект?
Олег Тихомиров: Добрый день! Впервые о роботизации мы задумались в 2017 году, а сами роботы появились в 2018. В настоящий момент у нас 120 цифровых сотрудников, 70 из которых работают на продуктиве. Общий накопительный эффект на данный момент превышает 350 FTE, а экономическая выгода уже превысила 600 000 000 рублей.
Market.CNews: Как вам удалось достичь таких успехов, какие этапы можно выделить на этом пути?
Олег Тихомиров: В первые годы знакомства с RPA стоимость роботизации была достаточно высокой, и это являлось замедляющим фактором. Мы провели оптимизацию процессов внутри банка, в результате переговоров достигли соглашения с вендором о снижении цены лицензий с учетом перспективы роста роботизации. Все вместе это позволило масштабировать роботизацию и выйти на озвученные показатели.
В целом, у нас четко прослеживается три этапа:
- 2018-2020 годы — трансформация бизнеса за счет внедрения роботов. Наши сотрудники научились работать с ними, а мы научились считать бизнес-эффект и планировать будущие проекты.
- 2020-2021 год — время масштабирования. Количество роботов постоянно росло, и цифровые сотрудники стали приносить действительно серьезный результат. Экономия стала измеряться десятками миллионов рублей. Выбрана и внедрена отечественная платформа, работающая параллельно с UiPath.
- В 2022-2023 год — проведен полный переход на российскую платформу Primo RPA. Отказ от платформы UiPath. Запущен проект импортозамещения системного и программного окружения роботов в рамках глобального импортозамещения во всем банке.
Market.CNews: В крупной компании внедрение инноваций, как правило, сопровождается сложностями в плане выполнения нормативных требований, учета регламентов и согласований со службой информационной безопасности. Столкнулись ли вы с этими проблемами? Как их решали?
Олег Тихомиров: Цифровая трансформация банка ВТБ регламентирована общекорпоративными требованиями к ИТ-системам, а также требованиями информационной безопасности, и внедрение RPA осуществлялось в строгом соответствии с ними. Для «ускорения» со стороны департамента ИБ был выделен управляющий директор, который работал в одном потоке с нами. Наиболее сложные вопросы обсуждались с руководителем направления ИБ.
Мы пошли по пути роботизации простых процессов, создания Центра компетенций внутри банка и формирования доверия к RPA со стороны сотрудников и бизнес-единиц компании.
Первые роботы помогали сотрудникам формировать разного рода финансовую отчетность. Это весьма рутинный и трудозатратный процесс сбора данных из разных систем и заполнения шаблонов регулятора.
При этом работали мы исключительно с лояльными департаментами, сотрудники которых позитивно воспринимали изменения в работе, связанные с внедрением RPA, и это не вызывало у них отторжения. Так мы решили сразу несколько задач: создали достаточно эффективных роботов, которые действительно облегчают труд людей, максимально точно подсчитали экономию трудозатрат и, самое главное, сформировали ядро сторонников роботизации.
Я придаю большое значение формированию группы сторонников и доверия с их стороны при внедрении той или иной инновационной технологии. Когда они есть, масштабировать новый подход внутри организации гораздо проще.
Какие задачи решают роботы в банке ВТБ сегодня
Market.CNews: Одним из первых проектов роботизации, как вы сказали, было составление отчетности, в том числе для регулирующих органов. Какие еще задачи были роботизированы в начале пути?
Олег Тихомиров: Да, отчетность я считаю одним из лучших процессов, с которого стоит начинать роботизацию. Дело в том, что это процесс весьма формализованный, выполняется по строгим формулам и шаблонам. При этом в него вовлечено много сотрудников, много рутинной работы и относительно много ошибок, возникающих вследствие человеческого фактора и, как результат, много перепроверок. На отчетности можно запустить достаточно простых роботов, отловить их ошибки и достаточно быстро отработать технологию роботизации как таковую.
Также считаю интересным кейс управления резервами. Ряд сделок в банке ВТБ проходит с плавающей процентной ставкой. От точности ее расчета зависит и прибыльность проекта. Задача была поручена роботу.
Робот пересчитывает плавающую ставку ежедневно. Для этого он анализирует список сделок контрагента, проверяет тип ставки, определяет даты начала загрузки курсов ставок и обновляет значения ставок.
Внедрение робота позволило высвободить около 400 000 000 рублей и направить и их на финансирование задач банка. Экономический эффект оценивается в 40 миллионов рублей дополнительного дохода.
Потом появились роботы по кредитованию физлиц и по обработке заявлений на выдачу разного рода субсидий социально незащищенным слоям населения.
Ну, и еще один пример — это роботизация миграции с одной ИТ-системы на другую. Банк имеет много офисов и региональных отделений по всей стране, во многих из них действуют свои правила и внутренние стандарты. Мы создали роботов и настроили их под особенности каждого региона таким образом, чтобы миграция между ИТ-системами происходила максимально быстро и комфортно.
Market.CNews: Эти роботы до сих пор работают? Какова вообще средняя длительность жизни робота?
Олег Тихомиров: Разброс достаточно широкий. Есть примеры роботов, запущенных в начале роботизации, и мы не планируем их отключать. Срок жизни других гораздо меньше — например, был реализован робот, выполнивший свою задачу за неделю. В начале пандемии нужно было быстро организовать выплату компенсаций для физических лиц, оставшихся за границей из-за ковидных ограничений. Робот отлично справился с этой задачей в период пиковых нагрузок, а впоследствии его функционал был автоматизирован.
Если говорить в среднем, то срок жизни роботов составляет около 2 лет. Это золотая середина для кейсов роботизации в банке ВТБ.
Market.CNews: Но выгодно ли создавать краткосрочных роботов? Окупятся ли затраты на его создание? На мой взгляд, в робота надо вложиться один раз, и далее он будет экономить деньги, тем самым окупая вложения и принося прибыль.
Олег Тихомиров: Ради копеечной экономии нет смысла создавать робота. RPA эффективна в таких процессах, где тратится много человеко-часов на решение задачи, и тогда даже краткосрочный робот даст ощутимый эффект.
Роботов гораздо проще масштабировать. Нанять человека, обучить его и проконтролировать на первых порах — это долго и дорого. Обучить робота гораздо быстрее, а размножить его и вовсе можно почти мгновенно.
В нашей практике роботизация часто становится промежуточным шагом на пути к автоматизации. И это также одна из причин, почему робот порой создается лишь на ограниченный промежуток времени.
Market.CNews: Это еще один очень интересный тезис. Мы общались с другими компаниями, которые внедряли RPA, и они говорили о том, что роботизация нужна там, где невозможна автоматизация. Иными словами, сначала задачу пытаются запрограммировать, а если это очень сложно, то роботизируют. А вы говорите об обратном…
Олег Тихомиров: Роботизация в ВТБ часто применяется как временное решение при переводе процесса в ИТ-систему. Пока работает робот, заказчик оценивает эффективность автоматизации с точки зрения снижения трудозатрат и других экономических эффектов.
Далее он принимает решение, в каком виде автоматизировать процесс в целевой ИТ-системе. Если робот окажется эффективнее, заказчик может оставить его на продуктиве и отказаться от автоматизации.
Таким образом, RPA позволяет получить быстрый опыт оптимизации процессов и понять, надо ли их автоматизировать. Сейчас у нас гораздо больше цифровых помощников, которые помогают решать точечные задачи, чем сложных роботов, выполняющих бизнес-процесс целиком.
Применение временных роботов актуально и в другой ситуации — чтобы уйти от «костылей» при разработке ПО. В сложном программном обеспечении происходит много изменений и обновлений. Иногда появляются нестыковки. Но ждать новой версии ПО долго, а делать вспомогательный продукт не только долго, но и дорого. Гораздо проще собрать робота, который закроет проблему.
Выбор платформы роботизации
Market.CNews: Как вы выбирали российскую RPA-платформу? Почему остановились на Primo RPA?
Олег Тихомиров: Это был серьезный процесс. Мы уже имели опыт работы с UiPath, мировым лидером в вопросах роботизации. Хотелось найти платформу с похожим функционалом и потратить как можно меньше времени на миграцию.
При этом мы одни из первых прошли путь выбора отечественного вендора при развернутой импортной платформе. У многих компаний на тот момент мотивов на импортозамещение не было. Для нас вопрос импортонезависимости ПО стратегически важен, поэтому приступили к задаче еще в 2020 году.
Выбор происходил в два этапа. На первом этапе провели сравнение всех имеющихся платформ по списку из 150 критериев, сгруппированных по 7 направлениям, среди которых такие блоки, как Архитектура, Безопасность, Стоимость владения и т.д.
У каждого критерия был определенный вес (балл). Просуммировав баллы, мы выявили лидеров — так называемый шорт-лист. По итогам более тщательного анализа победила платформа Primo RPA. В матрице соответствия UiPath она набрала порядка 90% — очень достойный результат, я считаю.
Market.CNews: Процесс миграции еще идет или уже завершен? Сколько роботов перенесли на Primo RPA?
Олег Тихомиров: Процесс миграции — в стадии завершения, но переносим мы не всех роботов. Некоторые уже отработали свое, и смысла в их миграции нет. Другие требуют доработки из-за изменения ИТ-ландшафта банка, и нам проще написать новых роботов, чем переносить старых.
Всего у нас около 120 роботов. Среди них — 70 актуальных, из которых 40 перенесли, а 30 осталось на UiPath. Некоторые роботы еще в процессе миграции, остальные планируем написать заново уже на платформе Primo RPA.
Стоит отметить, что имеющиеся у нас лицензии UiPath заканчиваются только в этом, 2023 году. Поэтому мы имели достаточно времени, чтобы оценить ситуацию и составить план миграции.
Очень выручает и поддержка коллег из Primo RPA: они оперативно реагируют на все наши вопросы и помогают найти наиболее простой путь миграции. За год работы видим, что и сама платформа активно развивается и постоянно меняется в лучшую сторону.
Поиск процессов для роботизации
Market.CNews: Олег, поделитесь, пожалуйста, вашим опытом, как вы находите процессы для роботизации?
Олег Тихомиров: Здесь многое зависит от владельца бизнес-процессов: или он хочет оставить все как есть, или готов использовать новые технологии. Мы со своей стороны используем катализаторы, чтобы они пришли к нам. Например, когда видим перспективы роботизации, показываем примеры из других подразделений, рассчитываем потенциальную выгоду.
Иногда, кстати, у руководителей отделов срабатывает ассоциативная связь. Они понимают, что именно такой робот им не нужен, но подобный подход пригодился бы в оптимизации других бизнес-процессов. Мы вместе с ним анализируем их и рассчитываем окупаемость RPA.
А вот придумывание процессов для роботизации с нуля успехов не принесло. Технологии Process Discovery на данный момент еще слабы и не очень эффективны. Если же опрашивать самих сотрудников, то они скорее стремились перенести на робота ответственность за свой фронт работ, нежели получить помощника в работе. Но я придерживаюсь мнения, что робот — это цифровой помощник. Ответственность за результат должна оставаться на человеке.
Перспективы RPA
Market.CNews: В заключение давайте поговорим о будущем RPA. Как вы видите развитие этой технологии и варианты ее применения? Каковы планы по роботизации в банке ВТБ?
Олег Тихомиров: Я считаю, что роботизация должна стать инструментом для быстрого старта. В ИТ-сфере постоянно появляются новые решения, новые виды ПО. Не всегда на них стоит сразу переходить, а если и внедрили что-то новое, то не всегда имеет смысл разрабатывать сложные модули интеграции старого и нового ПО.
Более того, иногда компании внедряют ПО ради каких-то конкретных функций. Остальные возможности бизнесу не нужны и лишь перегружают ИТ-ландшафт предприятия. Зачастую вместо внедрения нового ПО лучше и дешевле запрограммировать несколько роботов для выполнения нужных функций, и ограничиться этим.
Таким образом, в обоих случаях большинство оперативных задач можно роботизировать, освободив от рутины людей и улучшив экономику бизнес-подразделения. За этим подходом — большое будущее, и именно в этом ключе я вижу основной потенциал платформ RPA.
Что касается ВТБ, то мы продолжим работу на платформе Primo RPA. Ее функционал полностью покрывает все наши потребности с учетом задач, которые ставят перед нами заказчики. В банке трудится огромное количество сотрудников, есть много бизнес-подразделений, так что фронт работ большой.
Помимо этого, есть такое понятие, как ротация кадров. На смену одним руководителям приходят другие, которые еще не работали с RPA. Меняются и ИТ-системы, на стыке разного рода ПО возникает потребность в цифровых помощниках. Все это — новые горизонты внедрения и развития RPA в нашей компании.