CRM

По запросу

ПО для управления

взаимоотношениями с клиентами

CRM

По запросу

B2B-CRM

для корпоративных продаж

DBaaS

От 3,98 руб./час

№1 в рейтинге DBaaS

SLA 99,95%, 152-ФЗ, PCI DSS

HRM

от 8500 руб.

HCM-платформа

для автоматизации HR

IaaS

от 490руб./мес

VMware / ПО РФ

SLA 99,95% Pay-as-you-go

ВКС

Стоимость по запросу

Тариф IVA MCU

Kubernetes

От 5,95 руб / час

№1 в рейтинге провайдеров

SLA 99,98%, 152-ФЗ

CRM

по запросу

Мощная CRM/ERP

для серьезного бизнеса

Kubernetes

от 5.51 руб/час

Kubernetes as a Service

Отказоустойчивые кластеры, быстрый запуск, удобное управление

IaaS

По запросу

По вашим правилам

Dedicated, SaaS/PaaS

Корпоративные мессенджеры

Стоимость по запросу

Тариф IVA One

IBP

По запросу

Высокая скорость

принятия решений

IaaS

По

Облако VMware/Брест

ФЗ-152, SLA 99,99%

BPM

17 000 руб On-Prem

Low-code BPM

для комплексной автоматизации

IaaS

от 249,95 руб.

Для любых задач

Оплата pay-as-you-go

  • CRM

    По запросу

    B2B-CRM

    для корпоративных продаж

  • DBaaS

    От 3,98 руб./час

    №1 в рейтинге DBaaS

    SLA 99,95%, 152-ФЗ, PCI DSS

  • HRM

    от 8500 руб.

    HCM-платформа

    для автоматизации HR

  • IaaS

    от 490руб./мес

    VMware / ПО РФ

    SLA 99,95% Pay-as-you-go

  • ВКС

    Стоимость по запросу

    Тариф IVA MCU

  • Kubernetes

    От 5,95 руб / час

    №1 в рейтинге провайдеров

    SLA 99,98%, 152-ФЗ

  • CRM

    по запросу

    Мощная CRM/ERP

    для серьезного бизнеса

  • Kubernetes

    от 5.51 руб/час

    Kubernetes as a Service

    Отказоустойчивые кластеры, быстрый запуск, удобное управление

  • IaaS

    По запросу

    По вашим правилам

    Dedicated, SaaS/PaaS

IBP

По запросу

Цифровая система

SCP и IBP

Kubernetes

По запрос

Платформа

контейнеризации

IBP

По запросу

Интеллектуальная

платформа планирования

Корпоративный портал

от 500 000 руб.

Российское решение

аналог Microsoft Sharepoint

BI

По запросу

Visary BI

Облачная аналитика

СЭД

17 000 руб On-Prem

Цифровая трансформация

с ELMA365

Low-code

от 833 руб.

Цифровая трансформация

с ELMA365

IBP

по запросу

Универсальная CPM/EPM

self-service платформа

ВКС

от 250 руб/мес

Платформа корпоративных

коммуникаций

Корпоративные мессенджеры

от 250 руб/мес

Защищенная платформа

коммуникаций

Low-code

По запросу

Автоматизация процессов

с AMBER BPM

BPM

от 12 000 руб/год

Цифровые процессы

с комфортом для людей

IaaS

По запросу

ФЗ-187, КЗ-1 ФЗ-152

УЗ-1, ГОСТ 57580.1

Корпоративные мессенджеры

От 200 руб/мес

Передовое

решение

Олег Тихомиров, ВТБ: Программная роботизация — это и операционный инструмент, и способ апробации новых идей

Маркет

Технологии роботизации RPA в банке ВТБ применяются с 2018 г. За это время накоплен большой опыт создания роботов и взаимодействия с ними. Некоторые из них «живут» несколько лет, срок жизни других составляет считанные недели и дни. Почему это так и как устроена роботизация в банке ВТБ, рассказал руководитель стрима RPA Олег Тихомиров.

Все начинается с доверия

Market.CNews: Олег, добрый день. Давайте начнем с главных цифр. Как давно в банке ВТБ применяются технологии RPA, сколько роботов функционирует, каков экономический эффект?

Олег Тихомиров: Добрый день! Впервые о роботизации мы задумались в 2017 году, а сами роботы появились в 2018. В настоящий момент у нас 120 цифровых сотрудников, 70 из которых работают на продуктиве. Общий накопительный эффект на данный момент превышает 350 FTE, а экономическая выгода уже превысила 600 000 000 рублей.

Market.CNews: Как вам удалось достичь таких успехов, какие этапы можно выделить на этом пути?

Олег Тихомиров: В первые годы знакомства с RPA стоимость роботизации была достаточно высокой, и это являлось замедляющим фактором. Мы провели оптимизацию процессов внутри банка, в результате переговоров достигли соглашения с вендором о снижении цены лицензий с учетом перспективы роста роботизации. Все вместе это позволило масштабировать роботизацию и выйти на озвученные показатели.

В целом, у нас четко прослеживается три этапа:

  1. 2018-2020 годы — трансформация бизнеса за счет внедрения роботов. Наши сотрудники научились работать с ними, а мы научились считать бизнес-эффект и планировать будущие проекты.
  2. 2020-2021 год — время масштабирования. Количество роботов постоянно росло, и цифровые сотрудники стали приносить действительно серьезный результат. Экономия стала измеряться десятками миллионов рублей. Выбрана и внедрена отечественная платформа, работающая параллельно с UiPath.
  3. В 2022-2023 год — проведен полный переход на российскую платформу Primo RPA. Отказ от платформы UiPath. Запущен проект импортозамещения системного и программного окружения роботов в рамках глобального импортозамещения во всем банке.

Market.CNews: В крупной компании внедрение инноваций, как правило, сопровождается сложностями в плане выполнения нормативных требований, учета регламентов и согласований со службой информационной безопасности. Столкнулись ли вы с этими проблемами? Как их решали?

Олег Тихомиров: Цифровая трансформация банка ВТБ регламентирована общекорпоративными требованиями к ИТ-системам, а также требованиями информационной безопасности, и внедрение RPA осуществлялось в строгом соответствии с ними. Для «ускорения» со стороны департамента ИБ был выделен управляющий директор, который работал в одном потоке с нами. Наиболее сложные вопросы обсуждались с руководителем направления ИБ.

Олег Тихомиров, Руководитель Стрима RPA, банк ВТБ

Мы пошли по пути роботизации простых процессов, создания Центра компетенций внутри банка и формирования доверия к RPA со стороны сотрудников и бизнес-единиц компании.

Первые роботы помогали сотрудникам формировать разного рода финансовую отчетность. Это весьма рутинный и трудозатратный процесс сбора данных из разных систем и заполнения шаблонов регулятора.

При этом работали мы исключительно с лояльными департаментами, сотрудники которых позитивно воспринимали изменения в работе, связанные с внедрением RPA, и это не вызывало у них отторжения. Так мы решили сразу несколько задач: создали достаточно эффективных роботов, которые действительно облегчают труд людей, максимально точно подсчитали экономию трудозатрат и, самое главное, сформировали ядро сторонников роботизации.

Я придаю большое значение формированию группы сторонников и доверия с их стороны при внедрении той или иной инновационной технологии. Когда они есть, масштабировать новый подход внутри организации гораздо проще.

При внедрении той или иной инновационной технологии очень большое значение я придаю формированию группы сторонников. Когда она есть, масштабировать новый подход внутри организации гораздо проще

Какие задачи решают роботы в банке ВТБ сегодня

Market.CNews: Одним из первых проектов роботизации, как вы сказали, было составление отчетности, в том числе для регулирующих органов. Какие еще задачи были роботизированы в начале пути?

Олег Тихомиров: Да, отчетность я считаю одним из лучших процессов, с которого стоит начинать роботизацию. Дело в том, что это процесс весьма формализованный, выполняется по строгим формулам и шаблонам. При этом в него вовлечено много сотрудников, много рутинной работы и относительно много ошибок, возникающих вследствие человеческого фактора и, как результат, много перепроверок. На отчетности можно запустить достаточно простых роботов, отловить их ошибки и достаточно быстро отработать технологию роботизации как таковую.

Также считаю интересным кейс управления резервами. Ряд сделок в банке ВТБ проходит с плавающей процентной ставкой. От точности ее расчета зависит и прибыльность проекта. Задача была поручена роботу.

Робот пересчитывает плавающую ставку ежедневно. Для этого он анализирует список сделок контрагента, проверяет тип ставки, определяет даты начала загрузки курсов ставок и обновляет значения ставок.

Внедрение робота позволило высвободить около 400 000 000 рублей и направить и их на финансирование задач банка. Экономический эффект оценивается в 40 миллионов рублей дополнительного дохода.

Потом появились роботы по кредитованию физлиц и по обработке заявлений на выдачу разного рода субсидий социально незащищенным слоям населения.

Ну, и еще один пример — это роботизация миграции с одной ИТ-системы на другую. Банк имеет много офисов и региональных отделений по всей стране, во многих из них действуют свои правила и внутренние стандарты. Мы создали роботов и настроили их под особенности каждого региона таким образом, чтобы миграция между ИТ-системами происходила максимально быстро и комфортно.

Market.CNews: Эти роботы до сих пор работают? Какова вообще средняя длительность жизни робота?

Олег Тихомиров: Разброс достаточно широкий. Есть примеры роботов, запущенных в начале роботизации, и мы не планируем их отключать. Срок жизни других гораздо меньше — например, был реализован робот, выполнивший свою задачу за неделю. В начале пандемии нужно было быстро организовать выплату компенсаций для физических лиц, оставшихся за границей из-за ковидных ограничений. Робот отлично справился с этой задачей в период пиковых нагрузок, а впоследствии его функционал был автоматизирован.

Если говорить в среднем, то срок жизни роботов составляет около 2 лет. Это золотая середина для кейсов роботизации в банке ВТБ.

Средний срок жизни наших роботов составляет порядка 2 лет. Это золотая середина для кейсов роботизации в банке ВТБ

Market.CNews: Но выгодно ли создавать краткосрочных роботов? Окупятся ли затраты на его создание? На мой взгляд, в робота надо вложиться один раз, и далее он будет экономить деньги, тем самым окупая вложения и принося прибыль.

Олег Тихомиров: Ради копеечной экономии нет смысла создавать робота. RPA эффективна в таких процессах, где тратится много человеко-часов на решение задачи, и тогда даже краткосрочный робот даст ощутимый эффект.

Роботов гораздо проще масштабировать. Нанять человека, обучить его и проконтролировать на первых порах — это долго и дорого. Обучить робота гораздо быстрее, а размножить его и вовсе можно почти мгновенно.

В нашей практике роботизация часто становится промежуточным шагом на пути к автоматизации. И это также одна из причин, почему робот порой создается лишь на ограниченный промежуток времени.

Market.CNews: Это еще один очень интересный тезис. Мы общались с другими компаниями, которые внедряли RPA, и они говорили о том, что роботизация нужна там, где невозможна автоматизация. Иными словами, сначала задачу пытаются запрограммировать, а если это очень сложно, то роботизируют. А вы говорите об обратном…

Олег Тихомиров: Роботизация в ВТБ часто применяется как временное решение при переводе процесса в ИТ-систему. Пока работает робот, заказчик оценивает эффективность автоматизации с точки зрения снижения трудозатрат и других экономических эффектов.

Далее он принимает решение, в каком виде автоматизировать процесс в целевой ИТ-системе. Если робот окажется эффективнее, заказчик может оставить его на продуктиве и отказаться от автоматизации.

Таким образом, RPA позволяет получить быстрый опыт оптимизации процессов и понять, надо ли их автоматизировать. Сейчас у нас гораздо больше цифровых помощников, которые помогают решать точечные задачи, чем сложных роботов, выполняющих бизнес-процесс целиком.

Применение временных роботов актуально и в другой ситуации — чтобы уйти от «костылей» при разработке ПО. В сложном программном обеспечении происходит много изменений и обновлений. Иногда появляются нестыковки. Но ждать новой версии ПО долго, а делать вспомогательный продукт не только долго, но и дорого. Гораздо проще собрать робота, который закроет проблему.

Выбор платформы роботизации

Market.CNews: Как вы выбирали российскую RPA-платформу? Почему остановились на Primo RPA?

Олег Тихомиров: Это был серьезный процесс. Мы уже имели опыт работы с UiPath, мировым лидером в вопросах роботизации. Хотелось найти платформу с похожим функционалом и потратить как можно меньше времени на миграцию.

При этом мы одни из первых прошли путь выбора отечественного вендора при развернутой импортной платформе. У многих компаний на тот момент мотивов на импортозамещение не было. Для нас вопрос импортонезависимости ПО стратегически важен, поэтому приступили к задаче еще в 2020 году.

В 2020 году ВТБ одним из первых прошел путь выбора отечественного вендора RPA при развернутой импортной платформе. Сравнив несколько российских решений, мы остановились на Primo RPA

Выбор происходил в два этапа. На первом этапе провели сравнение всех имеющихся платформ по списку из 150 критериев, сгруппированных по 7 направлениям, среди которых такие блоки, как Архитектура, Безопасность, Стоимость владения и т.д.

У каждого критерия был определенный вес (балл). Просуммировав баллы, мы выявили лидеров — так называемый шорт-лист. По итогам более тщательного анализа победила платформа Primo RPA. В матрице соответствия UiPath она набрала порядка 90% — очень достойный результат, я считаю.

Market.CNews: Процесс миграции еще идет или уже завершен? Сколько роботов перенесли на Primo RPA?

Олег Тихомиров: Процесс миграции — в стадии завершения, но переносим мы не всех роботов. Некоторые уже отработали свое, и смысла в их миграции нет. Другие требуют доработки из-за изменения ИТ-ландшафта банка, и нам проще написать новых роботов, чем переносить старых.

Всего у нас около 120 роботов. Среди них — 70 актуальных, из которых 40 перенесли, а 30 осталось на UiPath. Некоторые роботы еще в процессе миграции, остальные планируем написать заново уже на платформе Primo RPA.

Стоит отметить, что имеющиеся у нас лицензии UiPath заканчиваются только в этом, 2023 году. Поэтому мы имели достаточно времени, чтобы оценить ситуацию и составить план миграции.

Очень выручает и поддержка коллег из Primo RPA: они оперативно реагируют на все наши вопросы и помогают найти наиболее простой путь миграции. За год работы видим, что и сама платформа активно развивается и постоянно меняется в лучшую сторону.

В настоящий момент у нас 120 роботов, на продуктиве — 70. Общая экономия с накопительным итогом превышает 350 FTE

Поиск процессов для роботизации

Market.CNews: Олег, поделитесь, пожалуйста, вашим опытом, как вы находите процессы для роботизации?

Олег Тихомиров: Здесь многое зависит от владельца бизнес-процессов: или он хочет оставить все как есть, или готов использовать новые технологии. Мы со своей стороны используем катализаторы, чтобы они пришли к нам. Например, когда видим перспективы роботизации, показываем примеры из других подразделений, рассчитываем потенциальную выгоду.

Иногда, кстати, у руководителей отделов срабатывает ассоциативная связь. Они понимают, что именно такой робот им не нужен, но подобный подход пригодился бы в оптимизации других бизнес-процессов. Мы вместе с ним анализируем их и рассчитываем окупаемость RPA.

А вот придумывание процессов для роботизации с нуля успехов не принесло. Технологии Process Discovery на данный момент еще слабы и не очень эффективны. Если же опрашивать самих сотрудников, то они скорее стремились перенести на робота ответственность за свой фронт работ, нежели получить помощника в работе. Но я придерживаюсь мнения, что робот — это цифровой помощник. Ответственность за результат должна оставаться на человеке.

Перспективы RPA

Market.CNews: В заключение давайте поговорим о будущем RPA. Как вы видите развитие этой технологии и варианты ее применения? Каковы планы по роботизации в банке ВТБ?

Олег Тихомиров: Я считаю, что роботизация должна стать инструментом для быстрого старта. В ИТ-сфере постоянно появляются новые решения, новые виды ПО. Не всегда на них стоит сразу переходить, а если и внедрили что-то новое, то не всегда имеет смысл разрабатывать сложные модули интеграции старого и нового ПО.

Более того, иногда компании внедряют ПО ради каких-то конкретных функций. Остальные возможности бизнесу не нужны и лишь перегружают ИТ-ландшафт предприятия. Зачастую вместо внедрения нового ПО лучше и дешевле запрограммировать несколько роботов для выполнения нужных функций, и ограничиться этим.

Таким образом, в обоих случаях большинство оперативных задач можно роботизировать, освободив от рутины людей и улучшив экономику бизнес-подразделения. За этим подходом — большое будущее, и именно в этом ключе я вижу основной потенциал платформ RPA.

Что касается ВТБ, то мы продолжим работу на платформе Primo RPA. Ее функционал полностью покрывает все наши потребности с учетом задач, которые ставят перед нами заказчики. В банке трудится огромное количество сотрудников, есть много бизнес-подразделений, так что фронт работ большой.

Помимо этого, есть такое понятие, как ротация кадров. На смену одним руководителям приходят другие, которые еще не работали с RPA. Меняются и ИТ-системы, на стыке разного рода ПО возникает потребность в цифровых помощниках. Все это — новые горизонты внедрения и развития RPA в нашей компании.

Короткая ссылка