Михаил Лапин, «1С-Рарус»: Доля иностранных CRM на рынке сейчас не превышает 30%
Еще недавно на российском рынке CRM доминировали западные продукты. Сегодня 70% занимают отечественные решения. При этом многие из них, например, продукты 1С, начали создаваться много лет назад, и на сегодняшний день полностью готовы к использованию компаниями любого масштаба. Более того, на базе «1С:Предприятие» для каждого вида бизнеса реализован собственный уникальный продукт. О том, что происходит на российском рынке CRM и какие возможности предлагает 1С, рассказал Михаил Лапин, руководитель департамента межотраслевых решений компании «1С-Рарус».
Market.CNews: До 2022 года на российском рынке CRM преобладали иностранные решения. Как изменилась ситуация на сегодняшний день? Какова, по вашим оценкам, доля отечественных решений на рынке сегодня?
Михаил Лапин: Западные решения продолжают исход с российского рынка. В какой-то момент большинство западных CRM переехали в облако, и у них были долгосрочные контракты по поддержке клиентов. Сейчас сроки действия этих контактов истекают, и клиенты достаточно активно переходят на российские продукты.
По нашим оценкам, доля иностранных продуктов на рынке сейчас не превышает 30%. При этом надо учитывать, что многие компании использовали несколько CRM одновременно — и российские, и западные. В 2022 году они занялись их интеграцией и на сегодняшний день практически полностью перешли на российское ПО.
Market.CNews: Смогли ли российские разработчики полностью удовлетворить спрос на CRM со стороны крупных компаний и СМБ?
Михаил Лапин: Линейка решений 1С:CRM, разработанная «1С-Рарус» совместно с фирмой «1С», представлена на рынке достаточно давно, и это абсолютно зрелые решения. Конечно, наши решения далеко не единственные на рынке. Но все российские разработчики создавали свои CRM-системы давно, и на текущий момент они ничем не уступают западным.
Конечно, есть специализированные продукты, например, ориентированные на b2c системы лояльности, которые еще требуют доработки. Например, в нашем продукте по управлению лояльностью используется другой технологический стэк, оно должно интегрироваться с оборудованием, а это требует постоянного взаимодействия с его производителями и адаптации ПО под конкретного заказчика.
Market.CNews: Многие заказчики решают проблему импортозамещения путем разработки собственных продуктов, а не покупки систем от российских вендоров. Насколько, на ваш взгляд, оправдан такой подход?
Михаил Лапин: Большинство клиентов, особенно из крупного бизнеса, считают свою компанию уникальной и хотят иметь адаптированное под свою компанию решение для взаимодействия с клиентами, повышения их лояльности. Например, уникальный b2b портал. По их мнению, создавать под себя решения нужно самостоятельно. Вот они и реализуют себя как разработчики ПО. Благодаря этому компетенции по созданию такого решения остаются в компании.
Однако я не знаю примеров, когда заказчики самостоятельно разработали решение, которое бы потом стало успешным на рынке. Обычно оно внедряется исключительно в этой компании или группе компаний.
Market.CNews: Иностранные компании активно продвигали облачные решения. Удалось ли российским разработчикам создать собственную облачную альтернативу? Насколько востребованы облачные CRM?
Михаил Лапин: Некоторые российские заказчики получили негативный опыт использования зарубежных облачных решений. Я знаю несколько примеров, когда крупную компанию без предупреждения отключили от облачной CRM. Конечно, это не могло не подорвать доверие российского бизнеса к SaaS. Сейчас крупные компании заинтересованы, в основном, в аренде инфраструктуры. В тоже время для малого и среднего бизнеса фактически нет альтернативы использованию облаков — самостоятельно администрировать оборудование и ПО сложно и дорого.
Поэтому практически все российские разработчики предлагают облачные версии своих решений. Например, решения 1С можно арендовать в облаке у партнеров или использовать «1С:Фреш». Также решения 1С можно разместить в собственном облаке.
Market.CNews: В реестре российского ПО множество решений. Например, в качестве альтернативы Microsoft Dynamics он предлагает список из 19 продуктов. Как сделать правильный выбор?
Михаил Лапин: На мой взгляд, сначала надо определиться с типом и вариантами решений. Затем понять, какой стэк технологий уже поддерживается собственными специалистами. Например, если компания уже использует решения 1С, значит у нее есть соответствующие специалисты.
Потом надо собрать информацию о результатах внедрения решений в бизнесе сопоставимого масштаба. Эту информацию несложно получить в отраслевых сообществах. Затем определиться с инфраструктурой решения — где оно будет размещено: в облаке или на собственных мощностях.
Очень важно выяснить реальные потребности бизнеса — какие задачи должна решать система? После этого можно будет подсчитать стоимость владения в зависимости от лицензии.
Конечно, выбрать из большого количества решений — непростая задача. Кроме того, если говорить о CRM, то некоторые разработчики предлагают ее как модуль ERP-системы. В этом случае надо детально разобраться, какой функционал вы получите. Лучший способ — провести тестирование системы для того, чтобы своими глазами увидеть, на что она способна.
Market.CNews: Один из важных факторов при выборе системы — наличие и стоимость специалистов, которые будут осуществлять ее техническую поддержку. Как обстоят дела с техподдержкой решений отечественных вендоров?
Михаил Лапин: Фирма «1С» и ее партнеры уделяют большое внимание подготовке специалистов. Например, у «1С-Рарус» есть базовые кафедры в университетах, где студенты изучают «1С:Предприятие»,они проходят практику в компании, участвуют в конкретных проектах. Тем не менее, кадровая проблема существует — у 1С очень много продуктов разной направленности, и специалистов не хватает.
Хочу отметить, что у популярности ИТ-специальностей есть и оборотная сторона. Появилось множество одно-двухмесячных программ переподготовки, и окончившие их люди предъявляют непомерные требования к заработной плате. Приходится объяснять им, что для того, чтобы претендовать на позицию senior, необходимо еще как минимум два-три года поработать на реальных проектах.
Market.CNews: Российские компании вынуждены менять не только прикладные решения, в частности, CRM, но и системное ПО — ОС, СУБД и т.д. Какие дополнительные обязательства это накладывает на вас как на разработчика?
Михаил Лапин: Продукты 1С уже достаточно давно адаптированы для работы с PosgreSQL, Linux и т.д. Для нас как разработчиков на платформе «1С:Предприятие» нет особенной разницы — делать это под Windows или под Linux.
Иногда возникают вопросы с установкой и настройкой подобных решений, но внутри партнерской сети существуют и инструкции, и учебные курсы по работе на PosgreSQL. Мы занимаемся этим достаточно давно — ведь многие клиенты начали переходить на свободное ПО еще до санкций, просто потому что оно дешевле.
Market.CNews: Какие технологические тренды находят применение на рынке CRM?
Михаил Лапин: Разработка на«1С:Предприятие» — это low-code. Что касается искусственного интеллекта, то на платформе уже реализовано распознавание речи.
«1С-Рарус» как партнер 1С развивает собственные решения на базе ИИ. Например, мы разработали модули анализа и прогнозирования для платформы, предназначенной для промышленных предприятий.
Но очевидно, что чем больше задач мы будем решать, тем больше будет объем информации, на основании которой сможет обучаться ИИ. А значит и качество ИИ-решений вырастет.
Market.CNews: Сейчас все чаще раздаются голоса о том, что для достижения технологической независимости надо не просто копировать западные продукты, а стараться создавать что-то принципиально новое, уникальное. Удается ли это российским разработчикам CRM?
Михаил Лапин: «1С:Предприятие» — уникальное решение. На базе платформы для каждого вида бизнеса реализован собственный продукт. Причем все эти продукты отличаются по функционалу и процессам. Например, 1C:CRM и CRM-модуль в 1C:ERP — это совершенно разные вещи, правда тесно интегрированные и взаимно дополняющие друг друга.
Market.CNews: Как вы видите будущее российского рынка CRM?
Михаил Лапин: Я уверен, что рынок CRM будет расти. Российские решения будут становиться все более совершенными, в том числе и благодаря все новым и новым задачам, которые ставят перед нами клиенты.
Подробнее о продукте
Линейка решений 1С:CRM
Линейка 1С:CRM — программные продукты совместной разработки фирмы «1С» и компании «1С-Рарус». Решения позволяют автоматизировать все бизнес-процессы компании в соответствии с концепцией CRM, включая закупки, продажи, маркетинг, сервисное обслуживание.
В линейку 1С:CRM входят следующие решения:
- 1С:CRM ПРОФ — для компаний с потребностью совместной работы более 5 пользователей в единой информационной базе. Решение позволяет автоматизировать все бизнес-процессы компании в соответствии с концепцией CRM, включая закупки, продажи, маркетинг, сервисное обслуживание и пр.
- 1С:CRM КОРП 3.1 — аналитическая CRM-система, в которой реализован ряд функций, учитывающих потребности компаний крупного бизнеса: инструменты управления проектами и процессами проходящими в компании; интеграция с корпоративными системами; работа из единого интерфейса и другая функциональность.
- 1С:CRM Стандарт. 2.0 — для автоматизации процессов управления взаимоотношениями с клиентами в компаниях малого бизнеса.
- 1С:CRM Базовая — автоматизирует процессы управления взаимоотношениями с клиентами и поставщиками в компаниях малого бизнеса и у индивидуальных предпринимателей, а также рабочие места отдельных сотрудников в средних и крупных компаниях.
- 1С:Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM) — сохраняет все возможности конфигурации «1С:Управление торговлей» и содержит расширенный функционал по управлению взаимоотношениями с клиентами — «1С:CRM.ПРОФ».
- 1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА — для организаций использующих продукты, содержащие «1С:ERP Управление предприятием» и «1С:Комплексная автоматизация». Решения интегрируются в единую информационную систему.
- 1С:CRM. Модуль для 1С:ERP. Управление холдингом — для организаций, использующих продукты, содержащие «1С:ERP. Управление холдингом». Решения интегрируются в единую информационную систему.
При выборе подходящего решения учитывайте размер вашей компании, цели автоматизации, потребности в интеграционных взаимодействиях и возможности поддержки системы.
■ erid:LjN8K51mdРекламодатель: ООО "1С-Рарус Специализированные решения"ИНН/ОГРН: 7727303917/5167746296207Сайт: https://rarus.ru/