Будущее ВКС на примере развития трендов UC и AI
Универсальные коммуникации — это то, куда смещаются большинство акцентов в развитии рынка видеоконференцсвязи (ВКС) в РФ. Эти тенденции ощутимо просматриваются последние 3-4 года. Яркое подтверждение тому — «белые доски», месседжинг, повсеместная интеграция корпоративных решений. Сегодня большинство представителей бизнеса переходит на корпоративные платформы, чтобы использовать UC максимально полно и гибко. Чего хотят заказчики, куда движется рынок ВКС, какие новые идеи развиваются — обсудим далее.
Зачем бизнесу нужна своя UC-платформа?
- Повышение скорости и удобства использования унифицированных коммуникационных технологий.
- Снижение рисков несанкционированного доступа к элементам коммуникации.
- Поддержание стабильного рабочего цикла, слабо зависящего от внешних факторов.
- Снижение рисков информационных угроз, облегчение работы отдела информационной безопасности.
- Сокращение времени на проведение внутрикорпоративной коммуникации.
- Снижение экономических издержек и трудностей, связанных с обслуживанием разрозненной группы коммуникационных решений от разных поставщиков.
Своя собственная UC-платформа помогает заказчику получить единый пакет услуг на базе одного решения. Это удобно, гибко, оставляет множество вариантов для масштабирования, доработки бизнеса в будущем.
Чего хотят заказчики?
Как показывает практика и опросы, при развертывании своих проектов бизнесу нужны три компонента: масштабируемость, безопасность, гибкость в управлении. Несмотря на тот факт, что российские вендоры еще не вышли на мировой уровень при поставке подобных решений, отставание от Запада стремительно сокращается с каждым годом благодаря политике импортозамещения.
Особая ставка сейчас делается именно на безопасность. Заказчики хотят, чтобы все данные были под контролем, исключительно на их платформе и никуда не передавались. В связи с этими требованиями развитие получили дополнительные средства защиты и безопасные каналы передачи информации. Часть компаний практикует создание особого департамента безопасности внутри ИТ-инфраструктуры или отдельных внутренних проектов. Многие заказчики понимают риски утечки данных, поэтому пытаются посредством готовых корпоративных решений противостоять этой проблеме.
Гибкость управления ИТ-инфраструктурой бизнеса тоже заслуживает повышенного внимания. Не секрет, что подавляющее число заказчиков предпочитает разворачивать ВКС и сопутствующие решения прямо внутри своей инфраструктуры. Далеко не весь бизнес доверяет облачным решениям и часто делает ставку на on-premise исполнение.
Очевидно, что заказчики приходят за конкретными и готовыми решениями, предварительно изучают рынок услуг и предложений. Большинство компаний предпочитает получить что-то индивидуальное и под конкретные запросы, чтобы избежать ненужной доработки проектов и проблем в будущем.
Тандем ВКС и AI
Отечественные ВКС-системы продолжают развиваться, пополняться новым функционалом. Главной тенденцией здесь является тесная интеграция с искусственным интеллектом (AI). Важно понимать, что UC никак не заменяют уже действующую ВКС, а используются в качестве решения по интеграции и расширению базового функционала.
Удачными примерами использования искусственного интеллекта на базе UC-платформ можно считать составление стенограмм или саммари. Это сильно помогает экономить время, быстро составлять итоговый протокол, переходить к обсуждению и другим вопросам. При использовании искусственного интеллекта в качестве помощника встречи и совещания становятся более продуктивными, а подготовка — более короткой. Согласно среднестатистическим данным, внедрение AI помогает компаниям сэкономить 2-3 часа времени, которые уходят на подготовку и подведение итогов. Это существенные цифры, и более 60% опрошенных представителей бизнеса считают, что это огромный прорыв и успех, даже несмотря на тот факт, что результаты работы AI все еще нужно проверять.
Еще среди полезных ноу-хау при использовании искусственного интеллекта можно считать управление качеством и записью встреч. Это актуально для крупной аудитории, где собираются сотни и тысячи людей. AI уже умеет использовать функции шумоподавления — борьба с эхом, реверберацией в помещении, настройка микрофонов. Также искусственный интеллект умеет записывать встречи на видео, предоставлять по ним отчеты, которые после окончания мероприятий можно получить на свое устройство.
Подобные нововведения показали свою полезность и актуальность в бизнесе и постепенно становятся стандартом качества ВКС. Автоматизация, упрощение, гибкое управление процессами силами AI дает множество плюсов и выводит ВКС на более высокий уровень.
Перспективы российского рынка ВКС в ближайшие годы
Очевидно, что российский рынок ВКС и UC продолжает свое стремительное развитие. Эта тенденция сохранится и ближайшие годы. Эксперты прогнозируют, что в ближайшие пару лет с рынка ВКС полностью уйдут слабые игроки и останутся только перспективные вендоры, которые станут задавать дальнейшее развитие и вносить инновации.
Большинство компаний, работающих в софтверной нише, спонсируются на государственные деньги, поэтому уровень поддержки высок и стабилен. Помимо прямых денежных вливаний отечественным разработчикам ВКС и сопутствующего софта предоставляются налоговые и страховые льготы, гранты и субсидии. Такие меры дополнительно стимулируют укрепление российского ИТ-рынка.
Несмотря на огромные перспективы и радужные прогнозы наблюдается ряд проблем, которые тормозят развитие рынка. Среди них:
- Сложности с аппаратными импортонезависимыми решениями. Суть проблемы кроется в подмене импортозамещения на вендорозамещение. Уход глобальных вендоров и их качественного «железа» из РФ привел к пресыщению российского рынка дешевыми китайскими аналогами, которые, увы, не соответствуют ожиданиям. Из-за это отмечается масса случаев, когда российские ВКС получают оставшееся без поддержки аппаратное обеспечение глобальных корпораций. Такой подход сказывается на стабильности надежности работы отечественных ВКС.
- Много предложений, но ограниченный спрос. Пока число компаний, поставляющих решения в нише ВКС в несколько раз превышает текущий спрос, потому что речь идет про существенные вложения. Это негативно отражается на честной конкуренции и сказывается на переделе рынка. Части разработчиков придется покинуть рынок или расширить свое присутствие на зарубежных рынках. Корпоративные заказчики заинтересованы в получении готовых и работающих решений и не хотят выступать в качестве спонсоров для перспективных, но неготовых проектов.
Описанные выше проблемы отечественного рынка ВКС — отнюдь не приговор, и часть вендоров уже начинает активно закрепляться на территории СНГ и даже Европы. Также отмечается локальное развитие российских регионов. Нынешние тенденции показывают, что у отечественного рынка ВКС огромные перспективы. Вполне вероятно, что через 3-4 года ситуация стабилизируется полностью, а ВКС окончательно трансформируется в многофункциональный продукт.