Яков Шапиро, Инфосистемы Джет: «Мы наблюдаем повышенный спрос на консалтинг, аудит и разработку планов миграции»
Долгое время рынок унифицированных коммуникаций был под влиянием западных вендоров. С их уходом российские разработчики получили волну спроса на отечественные решения, а интеграторы — массу заявок на сопровождение проектов миграции. Яков Шапиро, руководитель направлений мультимедиа и UC «Инфосистемы Джет», рассказал читателям CNews о ситуации на рынке более подробно.
Текущее состояние рынка унифицированных коммуникаций
Market.CNews: Как вы видите текущее состояние и развитие рынка ВКС/UC, какие тренды и тенденции выделяете на нем?
Яков Шапиро: Благодаря цифровизации процессов в бизнесе и распространению удаленного формата работы рынок UC в целом и ВКС в частности продолжает расти. Среди ключевых трендов — объединение видеоконференцсвязи, мессенджеров и других сервисов для коммуникаций и совместной работы на единой платформе, доступной пользователям на всех устройствах. Также все чаще в продуктах для совместной работы команд применяется искусственный интеллект: он берет на себя рутинные задачи и помогает оптимизировать процессы.
Уход западных производителей, требования регулятора и политики информационной безопасности в компаниях сформировали ключевую тенденцию российского рынка — миграцию на отечественные решения UC. Это создало благоприятную ситуацию для отечественных разработчиков, которые смогли инвестировать больше средств в разработку своих решений, догоняя по функционалу лидеров рынка. Наряду с функциональностью, самые важные требования к UC в корпоративном сегменте сейчас — это безопасность, независимость и контроль.
Если говорить о прогнозах, то, по оценке J’son & Partners Consulting, через 4 года доля отечественных UC-решений в российских компаниях превысит 90%, в то время как в прошлом году составляла менее половины. Как отмечают аналитики, в ближайшие пять лет рынок корпоративных коммуникаций в России будет расти в среднем на 15% в год.
Особенности миграции, роль интеграторов
Market.CNews: Расскажите про «боли» заказчиков в ходе проектов миграции. Какие проблемы и задачи вынуждают их не просто покупать решение, а пользоваться услугами интеграторов? Почему они не могут сами внедрить ВКС/UC?
Яков Шапиро: Я бы не называл это «болями» или проблемами заказчиков. Дело в том, что компании уровня Enterprise имеют свои особенности, связанные со значимостью их бизнеса. Для них характерны:
- высокие требования к непрерывности бизнеса;
- высокие требования к информационной безопасности, независимости и контролю систем корпоративных коммуникаций;
- сложная географически распределенная организационная структура с большим количеством офисов и филиалов;
- сложившиеся бизнес-процессы, которым должна соответствовать система коммуникаций;
- множество ИТ-систем, с которыми требуется интеграция;
- большой парк существующего оборудования и ПО систем UC, ВКС, телефонии.
Все это накладывает многочисленные требования на выбор платформы корпоративных коммуникаций, ее целевой дизайн, проведение миграции пользователей и последующую эксплуатацию. Интегратор способен выполнить весь комплекс работ, начиная от консалтинга и пресейла и заканчивая администрированием внедренной системы. ИТ-интеграторы работают в партнерстве с компаниями-разработчиками UC- и ВКС-систем, у них есть штат сертифицированных инженеров с опытом подобных проектов, и они авторизованы для выполнения услуг технической поддержки.
Ранее российские производители зачастую сами выполняли весь цикл ввода продукта в эксплуатацию. Заказчиков было немного, и роли интегратора и дистрибьютора в этом процессе производителям не требовались. Но сейчас рынок становится более зрелым, и вендоры перестраиваются на отработанную мировыми брендами схему: вендор — дистрибьютор — интегратор — заказчик.
Да, у крупных корпораций, как правило, есть свои сильные ИТ-команды, и именно благодаря совместной работе интегратора с ними процесс миграции происходит бесшовно.
Если же говорить про малый и средний бизнес, то такие компании все чаще выбирают облачные решения UC, за которые полностью отвечают провайдеры услуг.
Требования бизнеса к функциональности решений
Market.CNews: По нашим данным, на рынке есть повышенный спрос на чат-боты, календари, запись встреч и аналитику. А на какие дополнительные функции отмечаете повышенный спрос вы?
Яков Шапиро: Мы видим все больше запросов не на отдельные сервисы, а именно на платформу корпоративных коммуникаций, которая должна включать все возможные средства взаимодействия сотрудников и клиентов: ВКС, мессенджер, IP-телефонию, вебинары, трансляции, доски, календари, совместную работу с документами, постановщик задач, решения для переговорных комнат. И весь функционал должен быть доступен из единого приложения, поддерживающего как широко распространенные десктопные, так и основные мобильные платформы.
Если выделять отдельные функции, то сейчас заказчики хотят возможности, основанные на технологиях ИИ, такие как:
- текстовая расшифровка встреч и автоматическое подведение итогов,
- интеллектуальные шумоподавление и улучшение качества видео,
- поиск информации.
Возможность использования чат-ботов стала практически обязательным требованием, т.к. позволяет автоматизировать многие процессы в компаниях.
Еще я бы отдельно отметил, что практически всегда заказчики требуют от платформы коммуникаций — это поддержку существующего парка устройств: кодеков ВКС и телефонов. И, конечно, тренд последних лет — информационная безопасность, для нее необходимы: шифрование передаваемых данных, интеграции с DLP и SIEM-системами.
Популярные услуги интеграторов
Market.CNews: Какие дополнительные услуги интеграторов пользуются спросом? Техническая и сервисная поддержка, обновление версий, консалтинг?
Яков Шапиро: В последние два года мы наблюдаем устойчивый спрос на консалтинговые услуги, проведение аудитов существующей ИТ-инфраструктуры и программного обеспечения, последующую разработку дорожных карт развития ИТ и планов миграции на российские решения.
Унифицированные коммуникации, или будь то какой-либо отдельный сервис — например, ВКС или мессенджер, — это прежде всего инструмент, которым сотрудники пользуются в своей повседневной деятельности. Реальный пользовательский опыт крайне важен при выборе такого решения. Для этого мы организовали услугу по проведению демонстраций и тестирований продуктов UC на нашей площадке — в шоуруме видео и голосовых решений.
Особенность нашего шоурума в том, что мы можем не просто продемонстрировать сервисы, работающие сами по себе, а воспроизвести сценарий использования решения в ИТ-ландшафте заказчика: показать совместимость сервиса с терминалами ВКС и IP-телефонами западных производителей, продемонстрировать возможности работы на различных операционных системах, интегрировать отечественные системы ВКС и телефонии между собой.
Также остаются востребованными наши стандартные услуги по проектированию, внедрению и технической поддержке систем унифицированных коммуникаций.
Примеры внедрений
Market.CNews: Расскажите о реальных проектах, выполненных в последнее время. В чем их особенности и какого эффекта вам удалось добиться?
Яков Шапиро: Расскажу о паре наших проектов по замене западных систем коммуникаций, где удалось не просто произвести миграцию пользователей с иностранных сервисов UC, но и привнести новый функционал, ранее не использовавшийся в компаниях. Назвать заказчиков не смогу, т.к. проекты под NDA.
Первое — это проект по замене системы унифицированных коммуникаций на базе продуктов Cisco Collaboration на отечественное решение в производственной компании. На базе отечественных программных продуктов мы спроектировали и внедрили новые системы телефонии, ВКС и сервис мгновенных сообщений. В результате интеграции систем заказчик получил масштабируемое решение объединенных корпоративных коммуникаций для непрерывной и надежной работы внутренних бизнес-процессов. При этом заказчик полностью сохранил существующие терминалы ВКС и телефоны Cisco.
Второе — это проект по импортозамещению корпоративной системы коммуникаций MS Skype For Business на отечественное решение унифицированных коммуникаций для одной из крупнейших транспортных компаний. В результате мы спроектировали и внедрили отказоустойчивую систему корпоративных коммуникаций, охватывающую головной офис и пять филиалов компании. Мы обеспечили поддержку существующей отечественной ОС заказчика и выполнили интеграции с его существующей системой корпоративной телефонии и видеотерминалами Polycom.
■ erid:LjN8K2KmAРекламодатель: АО ”Инфосистемы Джет”ИНН/ОГРН: 7729058675/1027700121195Сайт: https://jet.su/