СЭД

17 000 руб On-Prem

Цифровая трансформация

с ELMA365

ВКС

Стоимость по запросу

Тариф IVA MCU

IaaS

от 249,95 руб.

Для любых задач

Оплата pay-as-you-go

IaaS

По

Облако VMware/Брест

ФЗ-152, SLA 99,99%

CRM

По запросу

B2B-CRM

для корпоративных продаж

HRM

от 8500 руб.

HCM-платформа

для автоматизации HR

Kubernetes

от 5.51 руб/час

Kubernetes as a Service

Отказоустойчивые кластеры, быстрый запуск, удобное управление

Kubernetes

По запрос

Платформа

контейнеризации

Корпоративные мессенджеры

Стоимость по запросу

Тариф IVA One

IBP

По запросу

Высокая скорость

принятия решений

Корпоративные мессенджеры

От 200 руб/мес

Передовое

решение

CRM

По запросу

ПО для управления

взаимоотношениями с клиентами

ВКС

от 250 руб/мес

Платформа корпоративных

коммуникаций

Low-code

По запросу

Автоматизация процессов

с AMBER BPM

BPM

от 12 000 руб/год

Цифровые процессы

с комфортом для людей

  • ВКС

    Стоимость по запросу

    Тариф IVA MCU

  • IaaS

    от 249,95 руб.

    Для любых задач

    Оплата pay-as-you-go

  • IaaS

    По

    Облако VMware/Брест

    ФЗ-152, SLA 99,99%

  • CRM

    По запросу

    B2B-CRM

    для корпоративных продаж

  • HRM

    от 8500 руб.

    HCM-платформа

    для автоматизации HR

  • Kubernetes

    от 5.51 руб/час

    Kubernetes as a Service

    Отказоустойчивые кластеры, быстрый запуск, удобное управление

  • Kubernetes

    По запрос

    Платформа

    контейнеризации

  • Корпоративные мессенджеры

    Стоимость по запросу

    Тариф IVA One

  • IBP

    По запросу

    Высокая скорость

    принятия решений

Корпоративный портал

от 500 000 руб.

Российское решение

аналог Microsoft Sharepoint

CRM

по запросу

Мощная CRM/ERP

для серьезного бизнеса

Корпоративные мессенджеры

от 250 руб/мес

Защищенная платформа

коммуникаций

IBP

По запросу

Цифровая система

SCP и IBP

BPM

17 000 руб On-Prem

Low-code BPM

для комплексной автоматизации

IBP

по запросу

Универсальная CPM/EPM

self-service платформа

DBaaS

От 3,98 руб./час

№1 в рейтинге DBaaS

SLA 99,95%, 152-ФЗ, PCI DSS

IaaS

По запросу

ФЗ-187, КЗ-1 ФЗ-152

УЗ-1, ГОСТ 57580.1

IBP

По запросу

Интеллектуальная

платформа планирования

Kubernetes

От 5,95 руб / час

№1 в рейтинге провайдеров

SLA 99,98%, 152-ФЗ

Low-code

от 833 руб.

Цифровая трансформация

с ELMA365

BI

По запросу

Visary BI

Облачная аналитика

IaaS

По запросу

По вашим правилам

Dedicated, SaaS/PaaS

IaaS

от 490руб./мес

VMware / ПО РФ

SLA 99,95% Pay-as-you-go

Актуальные тренды в развитии российского CRM-рынка 2024-2025

Маркет

Несмотря на мировой кризис, политические проблемы и нестабильную экономическую обстановку, российский CRM-рынок показывает положительную динамику развития. Она снизилась, но движение вперед очевидно. Уход зарубежных вендоров с отечественного CRM-рынка инициировал развитие собственных компаний и новых отечественных решений. Статистика показывает, что большинство игроков крупного бизнеса предпочитает разрабатывать собственные решения под конкретные задачи. Рассмотрим детально, что происходит на российском CRM-рынке за последние два года, проанализируем его перспективы и возможности. 

Текущие реалии отечественного CRM-рынка

Среди главных трендов, оказавших существенное влияние на развитие отечественных CRM-решений в 2023-2024 гг., называют уход зарубежных вендоров из России в 2022 г., плановое импортозамещение ПО, очевидный спад в среде развитии ИТ-проектов. Также стоит обратить внимание на изменение внешних факторов и условий: период адаптации рынка, тест новых продуктов и их оценка, плановая миграция бизнеса на отечественные решения.

Приостановка проектов, их дальнейшая заморозка в большей степени были характерны для крупных и совместных начинаний, где фигурировал зарубежный капитал и компании. Также тут сказалась серьезная кастомизация задействованных решений, множественные новые интеграции. В связи с этим именно крупный бизнес пострадал в большей степени от нововведений и необходимости перехода на отечественные решения. Малые же компании показали стабильное развитие и удержание своих позиций ввиду того, что они изначально ориентировались в основном на работу только с базовым функционалом CRM и не несли сопутствующих расходов.

Несмотря на мировой кризис, политические проблемы и нестабильную экономическую обстановку, российский CRM-рынок показывает положительную динамику развития

Немалое число заказчиков CRM-систем изначально предпочло занять выжидающую позицию и посмотреть, как поведет себя рынок после столь значимых нововведений. С одной стороны, это создало некую стабильно развивающуюся среду, с другой — пагубно сказалось на стартапах новых проектов. Ряд экспертов говорили о потерях CRM-рынка за последние несколько лет на уровне 5-10%. Немалое число крупных игроков запустили свои проекты еще до смены условий и новых правил, поэтому они сохранили развитие, но с меньшими темпами. Те же, кто ориентировался на зарубежных вендоров и начал заниматься своими проектами до кризиса, смогли существенно сэкономить за счет вендоровской поддержки. Основные правила, тренды развития CRM-рынка в России были заложены еще в 2022 г., логически продолжены в 2023 г. и окончательно закреплены в 2024 г.

Тенденции и закономерности в развитии отечественного CRM-рынка в 2024 г.

Одним из важнейших моментов в развитии российского CRM-рынка в 2024 г. стала высокая конкурентоспособность CRM-систем. Тем самым был дан дополнительный толчок развитию отечественных решений и их дальнейшей интеграции в компании. Не осталось в стороне и государство: были разработаны и внедрены пакеты поддержки ИТ-сектора. На начало 2024 г. на российском CRM-рынке явно обозначились следующие изменения: стала больше доля решений на базе импортозамещения, увеличился приток желающих внедрять CRM в свой бизнес, появились гибкие облачные решения, сегмент коробочных CRM показал спрос на развитие и улучшения.

В 2024 г. на российском CRM-рынке были массово запущены проекты на базе CRM и связанные с SaaS. Примечательно, что толчком для этого стал уход с отечественного рынка большинства зарубежных вендоров. В связи с этим немалое число российских компаний ввиду санкций были вынуждены перейти с привычных и удобных инструментов на более упрощенные варианты, например, Excel. Благодаря такому выбору удалось сохранить сведения по клиентской базе, но была полностью потеряна программная часть. Так не могло продолжаться вечно, и разработка собственных программных продуктов в нише CRM была предопределена. Большинство компаний смогло перейти на отечественные CRM-решения или разработать собственные Enterprise CRM в течение трех месяцев после окончательного отказа от зарубежных аналогов.

Эксперты и аналитики CRM-рынка РФ установили интересную закономерность: часть клиентов, которые использовали облачные услуги, мигрировала куда придется, чтобы временно закрыть бреши, а более осознанная часть предпочла проанализировать ситуацию и выбрать долгосрочные варианты на перспективу. Так, многие бывшие заказчики начали разрабатывать собственные CRM, а оставшаяся часть клиентов обратилась к услугам локальных интеграторов, чтобы сохранить имеющееся и улучшить свои наработки в будущем.

Важным отличительным моментом развития российского CRM-рынка в 2024 г. принято считать переход на продажу виртуальных услуг. Примечательно, что такое нововведение в равной степени затронуло B2C и B2B сегменты. Этому есть объяснение: существенно поменялась покупательская линия. Судите сами: эпоха пандемии и пост период показали, что формат оффлайн-встреч стал вторичным, а интернет-продажи и сопутствующий им маркетинг слились в единое целое. Информация по нужным продуктам и ее поиск стали стандартным дополнением к любому онлайн-событию. Тем самым виртуализация продаж стала одним из трендов CRM-рынка России в 2023 г. Эти тенденции подтверждает и тот факт, что бизнес во многом перестроил свои привычные фронт процессы и бэк-офисы, чтобы идти в ногу со временем и спросом клиентов. Такая быстрая реакция на изменения положительно отразилась на развитии российского CRM-рынка и позволила успешно пройти фазу застоя.

Благодаря описанным выше событиям в РФ была быстро сформирована карта импортозамещения по CRM-продуктам и сопутствующим им решениям. Заказчики смогли сравнить, оценить, попробовать разные варианты и выбрать что-то оптимальное под свои запросы и потребности. Самым критичным периодом для отечественного CRM-рынка стал конец 2022 г. В это время было много неопределенностей, а импортозамещение требовало времени на налаживание отношений и тест новых продуктов. Из-за этого динамика рынка была неоднозначной и показывала разносторонние результаты. Кризисный этап пройден, и ситуация в последний год находится под контролем. Для ряда компаний, предлагающих CRM-услуги и продукты, это время стало рубиконом и, перевалив через него, многие поставщики CRM резко ушли вверх, потому что спрос на отечественные решения возрос и стал одним из стандартов в бизнесе.

На данный момент времени в РФ активно функционирует порядка 20 крупнейших поставщиков CRM-услуги. Суммарный годовой оборот средств от их работы превысил ₽12 млрд в 2024 г. Это явно демонстрирует, что фокус на импортозамещение оказался полностью оправдан и позволил насытить российский CRM-рынок множеством предложений под самые разные запросы и бюджет. Статистика за 2024 г. показывает, что импортный софт в сфере CRM до сих пор использует только 20-25% бизнеса. Большинство российских разработчиков и интеграторов выбрали разработку новых программных продуктов на базе low-code-платформ или open-source-компонентов. Также востребованы модульные решения под индивидуальные потребности заказчиков. Сложившиеся тенденции на российском CRM-рынке позволяют с оптимизмом смотреть в будущее и ждать появления новых вендоров.

Короткая ссылка