Андрей Чибуничев, Лаборатория Умного Вождения: Российские и китайские автобренды активно интересуются нашей телематикой
Главная ценность телематической платформы — в возможности получать и обрабатывать данные с транспортного средства в режиме реального времени. А для этого необходима мощная и надежная ИТ-инфраструктура. О создании такой инфраструктуры и перспективах развития телематических сервисов в России рассказал Андрей Чибуничев, заместитель генерального директора по ИТ компании «Лаборатория Умного Вождения».
Market.CNews: Расскажите немного о компании. Какие решения вы предлагаете?
Андрей Чибуничев: «Лаборатория Умного Вождения» является компанией полного цикла. Мы производим оборудование, в том числе блоки «ЭРА-ГЛОНАСС» — ту самую тревожную кнопку, которая устанавливается в автомобилях для отправки вызова в систему 112. Также мы предлагаем коммерческие сервисы на базе телематического оборудования собственного производства. Это оборудование устанавливается в автомобиль и дает возможность получать информацию о его местоположении, скорости и направлении движения, о статусе различных узлов, например, открытии и закрытии дверей, включении и выключении зажигания, уровне топлива, температуре в салоне, температуре охлаждающей жидкости и так далее.
Эта информация поступает на разработанную нами телематическую платформу. Она позволяет удаленно управлять автомобилем — открывать и закрывать двери, запускать и блокировать двигатель и так далее. Таким образом, наши клиенты через мобильное приложение для iOS и Android, если это физическое лицо, или через корпоративный портал, если это корпоративный клиент, могут в онлайн-режиме наблюдать, как используется автомобиль, его состояние, видеть историю поездок, понять, насколько аккуратен был водитель, сколько топлива было потрачено, были ли аварии и так далее.
В настоящий момент в компании работает более 140 человек, включая менеджмент, разработчиков и инженеров, региональных представителей. Мы обслуживаем более 250 тысяч автомобилей, в которых установлены самые разные системы — это и системы мониторинга, и «ЭРА-ГЛОНАСС», и комплекты спутниковой охранной сигнализации. Владельцам последних мы предлагаем сервис оперативного реагирования. У нас есть оперативная дежурная служба, работающая 24/7. Их задачей является мониторинг транспортных средств и тревожных событий, доведение информации до клиента и реагирование на них, вплоть до вызова ЧОПа или полиции, а также удаленной блокировки двигателя.
Наша компания работает на всей территории РФ, у нас есть филиалы и представительства в крупных городах России. Также мы развиваем зарубежный бизнес. Например, в Бразилии и Таиланде есть автомобили с нашим оборудованием, работающие через нашу платформу.
Кроме того, мы занимаемся заказной разработкой. Например, в свое время мы создали систему аренды и тест-драйвов для мотоциклов BMW. Это мобильное приложение, в котором клиент видит, в каких дилерских центрах имеется нужный ему мотоцикл, бронирует его, оплачивает аренду онлайн, потом приезжает, подписывает в электронном виде акт приема мотоцикла и получает ключи. Все мотоциклы были оснащены нашим телематическим оборудованием. Поэтому BMW могла контролировать процесс аренды, а затем и эксплуатации мотоцикла — насколько аккуратен был водитель, не попадал ли он в аварии, соблюдал ли условия договора и так далее.
Market.CNews: Как организована ИТ-команда в вашей компании?
Андрей Чибуничев: У нас есть ИТ-департамент, в который входят отдел разработки, проектный отдел, отдел тестирования и хелпдеск, который отвечает за инфраструктурные сервисы и поддержку пользователей.
В отделе разработки сейчас более 30 человек, включая и разработчиков и тимлидов. В проектном отделе несколько QA, аналитиков и проджект-менеджеров.
В хелпдеске работают системные администраторы, которые решают сложные задачи по настройке CI, конфигурированию серверов, виртуальных машин и так далее. Также в хелпдеск входят дежурные, которые работают 24/7 и решают оперативные задачи. Поддержкой оборудования занимается отдельная дежурная служба, она тоже работает 24/7.
Market.CNews: Круглосуточная работа телематической платформы требует отказоустойчивой и производительной инфраструктуры. Как она организована?
Андрей Чибуничев: Компания была основана в 2015 году, и ее ИТ-инфраструктура развивалась органически. Сначала это были собственные серверы, установленные в бизнес-центре в Москве. Потом стало понятно, что бизнес-центр не может обеспечить устойчивое электропитание, а отключение серверов неприемлемо для нашей платформы. Кроме того, масштабирование собственной инфраструктуры — достаточно дорогостоящее занятие. Поэтому сначала мы разместили большинство сервисов в Microsoft Azure, а на собственных серверах оставили наименее критичные из них.
Однако техподдержка Azure оказалась очень дорогой, если необходим качественный сервис и оперативное реагирование на инциденты. Поэтому в 2016 году мы перенесли часть инфраструктуры в Selectel, поняли, что сервис надежный, техподдержка работает оперативно, мы можем масштабировать ресурсы, и начали развивать сотрудничество. В 2022 году, когда появился риск отключения Azure, мы решили полностью перейти в Selectel.
Сейчас вся наша телематическая платформа размещена в Selectel. На собственных серверах остались только некоторые некритичные сервисы.
Исторически сложилось так, что мы арендовали серверы в Санкт-Петербурге несмотря на то, что собственные мощности расположены в Москве. Конечно, вся ИТ-инфраструктура — и московская, и питерская — объединены в единую защищенную корпоративную сеть.
Market.CNews: В Azure вы использовали облачные серверы, а в Selectel — выделенные. С чем это связано?
Андрей Чибуничев: Действительно, у нас в Selectel четыре кластера по два выделенных сервера, backup-серверы, два сервера с GPU и сетевое оборудование. В силу того, что наша система достаточно высоконагруженная, для нас критично, чтобы виртуальная машина и используемое ей дисковое пространство физически находились на одном сервере. Облачная инфраструктура не может гарантированно обеспечить этого требования. Например, у одного из наших клиентов — крупной лизинговой компании — в парке более 35 тыс. автомобилей, и они совершают более 1 миллиона поездок в сутки. Для каждого автомобиля мы не просто собираем телематические данные, но и обрабатываем их в режиме онлайн.
В процессе использования облачных серверов в Azure мы, в том числе, столкнулись и с проблемой задержки обработки данных. Но тогда у нас было не так много клиентов. А сейчас, на фоне роста их числа, это совершенно неприемлемо.
По той же причине мы не рассматривали облачные решения для размещения баз данных — они расположены поверх виртуализации на выделенных серверах, чтобы избежать сетевых задержек.
Также при построении инфраструктуры в Selectel нам требовалась технология RDMA — чтение данных напрямую из оперативной памяти. В облаке это сделать невозможно. Выбрав кастомные выделенные серверы и специальное сетевое оборудование, мы получили RDMA на портах, то есть все наши запросы исключают обмен данными между процессорами и направляются напрямую к оперативной памяти.
Market.CNews: Вы упомянули, что используете четыре кластера по два сервера. С чем это связано?
Андрей Чибуничев: Кластеры необходимы для обеспечения отказоустойчивости — виртуализация настроена таким образом, что если на одном физическом сервере что-то выйдет из строя, виртуальная машина автоматически переедет на другой.
Сейчас у нас четыре кластера, и их будет еще больше. У нас есть сложные сервисы, которые должны формировать производные данные в режиме онлайн, например, поездки с расчетом статистических данных по каждой поездке или события об авариях с возможностью реконструкции того, что произошло с автомобилем. С ростом абонентской базы мы планируем расширять количество серверных кластеров для обеспечения высокого уровня сервиса для наших клиентов.
Каждый новый кластер мы берем с «запасом» с учетом планов по развитию бизнеса. Так и растем, увеличивая свою инфраструктуру.
Market.CNews: Вы также используете контейнеризацию. Расскажите об этом подробнее.
Андрей Чибуничев: Все, что мы разрабатываем сейчас, находится в Docker: у нас настроены пайплайны, сбор, тестирование, развертывание в кластерах.
Также мы использовали в проектах Kubernetes, например, решение для BMW, о котором я рассказывал. Но сегодня оно по понятным причинам не развивается. У нас есть планы развернуть часть сервисов в Kubernetes, может быть, мы сделаем это в этом году.
Также мы используем облачные файловые хранилища, в основном для хранения фотографий установок нашего оборудования.
Market.CNews: Вы также разрабатываете решение для определения тяжести аварии при помощи искусственного интеллекта. Расскажите про него подробнее.
Андрей Чибуничев: Мы устанавливаем на автомобиль трехосный калиброванный акселерометр. Получив данные о превышении воздействия по каждой оси, мы обрабатываем их с помощью нейронной сети, обученной на реальных авариях, и можем практически полностью реконструировать событие, которые произошло с автомобилем. Этой информацией активно пользуются наши клиенты, в том числе, дилеры, лизинговые и страховые компании. Их интересуют не только аварии, но и стиль вождения владельца, например, манера проезда по лежачим полицейским, что позволяет им более качественно коммуницировать со своими клиентами и предлагать им дополнительные сервисы.
Market.CNews: Насколько удобно использовать сервисы Selectel?
Андрей Чибуничев: Все удобно, документации хватает. К техподдержке мы обращаемся, когда вводим новое оборудование или заказываем новые серверы.
У нас ни разу не возникало непредвиденных сложностей, потому что техподдержка заранее предупреждает либо в личном кабинете, либо каким-то другим способом о том, что планируются работы. Было два-три случая непродолжительных сетевых сбоев на стороне Selectel, но такие сбои бывают у всех.
Market.CNews: Сейчас на место международных автохолдингов, с которыми вы раньше сотрудничали, приходят китайские автохолдинги. Какие перспективы видите в этой связи?
Андрей Чибуничев: Мы рассчитываем на грандиозный рост. Китайские бренды активно интересуются телематикой. Поэтому мы сейчас больше ориентированы на работу с автопроизводителями, нежели с aftersales-решениями, когда оборудование устанавливается дилером как дополнительное. Тем более, что наши новые разработки позволяют реализовывать функции «ЭРА-ГЛОНАСС» и одновременно предоставлять коммерческие сервисы, которые нужны при ежедневном использовании автомобиля: управление, автозапуск и прочее.
Хочу отметить, что в техническом плане с китайскими автопроизводителями работать проще, чем с глобальными автоконцернами, имеющими полный спектр собственного оборудования и технологий. Но, с другой стороны, китайские коллеги очень осторожны в принятии решений, они все тщательно взвешивают, тестируют, в том числе проверяют, насколько производство соответствует всем стандартам качества.
Мы уже работаем с некоторыми китайскими брендами, поставляем им десятки тысяч устройств, которые устанавливаются на конвейерах в Китае. Поэтому нагрузка на нашу IT-инфраструктуру будет однозначно расти.
■ erid:2SDnjcHv9pNРекламодатель: АО «Селектел»ИНН/ОГРН: 7810962785/1247800067790Сайт: https://selectel.ru/