BPM

от 12 000 руб/год

Цифровые процессы

с комфортом для людей

Low-code

По запросу

Автоматизация процессов

с AMBER BPM

IBP

по запросу

Универсальная CPM/EPM

self-service платформа

Корпоративный портал

от 500 000 руб.

Российское решение

аналог Microsoft Sharepoint

Корпоративные мессенджеры

Стоимость по запросу

Тариф IVA One

BI

По запросу

Visary BI

Облачная аналитика

СЭД

17 000 руб On-Prem

Цифровая трансформация

с ELMA365

Low-code

от 833 руб.

Цифровая трансформация

с ELMA365

CRM

По запросу

ПО для управления

взаимоотношениями с клиентами

BPM

17 000 руб On-Prem

Low-code BPM

для комплексной автоматизации

IBP

По запросу

Высокая скорость

принятия решений

ВКС

от 250 руб/мес

Платформа корпоративных

коммуникаций

IBP

По запросу

Интеллектуальная

платформа планирования

DBaaS

От 3,98 руб./час

№1 в рейтинге DBaaS

SLA 99,95%, 152-ФЗ, PCI DSS

Корпоративные мессенджеры

От 200 руб/мес

Передовое

решение

  • Low-code

    По запросу

    Автоматизация процессов

    с AMBER BPM

  • IBP

    по запросу

    Универсальная CPM/EPM

    self-service платформа

  • Корпоративный портал

    от 500 000 руб.

    Российское решение

    аналог Microsoft Sharepoint

  • Корпоративные мессенджеры

    Стоимость по запросу

    Тариф IVA One

  • BI

    По запросу

    Visary BI

    Облачная аналитика

  • СЭД

    17 000 руб On-Prem

    Цифровая трансформация

    с ELMA365

  • Low-code

    от 833 руб.

    Цифровая трансформация

    с ELMA365

  • CRM

    По запросу

    ПО для управления

    взаимоотношениями с клиентами

  • BPM

    17 000 руб On-Prem

    Low-code BPM

    для комплексной автоматизации

IaaS

от 249,95 руб.

Для любых задач

Оплата pay-as-you-go

HRM

от 8500 руб.

HCM-платформа

для автоматизации HR

IaaS

По запросу

ФЗ-187, КЗ-1 ФЗ-152

УЗ-1, ГОСТ 57580.1

CRM

по запросу

Мощная CRM/ERP

для серьезного бизнеса

IaaS

По

Облако VMware/Брест

ФЗ-152, SLA 99,99%

Kubernetes

от 5.51 руб/час

Kubernetes as a Service

Отказоустойчивые кластеры, быстрый запуск, удобное управление

Корпоративные мессенджеры

от 250 руб/мес

Защищенная платформа

коммуникаций

IaaS

от 490руб./мес

VMware / ПО РФ

SLA 99,95% Pay-as-you-go

Kubernetes

От 5,95 руб / час

№1 в рейтинге провайдеров

SLA 99,98%, 152-ФЗ

Kubernetes

По запрос

Платформа

контейнеризации

ВКС

Стоимость по запросу

Тариф IVA MCU

CRM

По запросу

B2B-CRM

для корпоративных продаж

IBP

По запросу

Цифровая система

SCP и IBP

IaaS

По запросу

По вашим правилам

Dedicated, SaaS/PaaS

Тарас Сорока, УБРиР: Роботизация принесла нам более 100 миллионов рублей экономии

Маркет

В 2022 г. ведущие западные RPA-решения прекратили поддержку клиентов из России, вызвав рост проектов импортозамещения. Наиболее схожей с мировым лидером рынка роботизации UiPath по интерфейсу и логике работы является платформа Primo RPA. Об опыте миграции, возникших проблемах и способах их решения читателям CNews рассказали Тарас Сорока, технический директор банка УБРиР, и Илья Кочетов, директор по технологическому развитию платформы Primo RPA.

Роботизация в банке УБРиР по состоянию на начало 2022 года

Market.CNews: Тарас, здравствуйте! Как и с чего началась роботизация в банке УБРиР? Какие задачи ставились на первых этапах внедрения RPA?

Тарас Сорока: Роботизация в УБРиР приходит на помощь там, где есть пробелы автоматизации. На практике это выглядит следующим образом: бизнес концентрируется всегда на том, что приносит максимум прибыли. И при таком подходе автоматизация бэкофисных процессов часто попадает во второй приоритет. Плюс всегда существуют процессы, чья автоматизация «традиционными» способами слишком трудоемка, и решением кажется нанять людей в штат для выполнения операций в ручном режиме. В таких вопросах хорошо себя показывает роботизация.

Роботизация в УБРиР сегодня: цифры и факты

148 бизнес-процессов роботизировано

9 человек работает в Центре компетенций RPA

На 30-100% меньше времени занимают роботизированные процессы

₽96 млн — совокупная экономия за счет внедрения RPA за 4 года

Market.CNews: Можно ли сказать, что роботизация обходится дешевле автоматизации?

Тарас Сорока: Разработчик RPA незначительно дешевле разработчиков Oracle или Java, поэтому ключевой аспект роботизации не в цене разработчика, а в отказе от ручного труда. Если разработчики не автоматизировали какой-то функционал в бэкофисе в силу большего фокуса на разработку новых продуктов, то операторам придется выполнять его вручную. Часто это рутинная работа вроде заполнения карточек, переноса и поиска данных в отсканированных документах и т.п. Гораздо проще и эффективнее озадачить этой рутиной робота, который способен работать 24 часа в сутки, не уставать и не совершать ошибок, в отличие от людей.

Доходы и расходы на роботизацию в УБРиР. Экономика проекта

Илья Кочетов: Можно обобщить и сказать, что роботизация — это один из видов автоматизации. То есть компания может автоматизировать все процессы, но в каждом конкретном случае выбирает способ, как именно это сделать: за счет традиционной автоматизации или за счет роботизации.

На самом деле выбор происходит чуть раньше. Ресурсы команды разработчиков любой компании ограничены. Перед ними всегда стоит выбор: либо делать очередную бизнес-задачу, которая принесет банку деньги, либо автоматизировать бэк-офис. В итоге команда разработчиков запускает новые продукты и сервисы, а команда роботизации нивелирует рутину в уже действующих проектах.

Тарас Сорока: Кстати, роботизация — хороший трамплин для людей из поддержки в сферу ИТ. Роботы часто имитируют человеческие действия. Любой, кто имеет базовый опыт программирования в Pascal и BASIC, легко сможет сделать робота, а затем постепенно освоит и остальные навыки, необходимые в промышленном программировании.

Market.CNews: На каком этапе вы находились в начале 2022 года? Сколько бизнес-процессов было роботизировано, была ли достигнута экономия от внедрения RPA и окупаемость проекта?

Тарас Сорока: С момента внедрения RPA все задачи, которые претендовали на роботизацию, мы складывали в бэклог и оцифровывали (анализировали на предмет потенциальной выгоды). После этого находили операции, роботизация которых принесла бы наибольший эффект и начинали именно с них.

К 2022 году у нас работало порядка 130 роботов, которые заменяли десятки сотрудников. Банк уже был зрелой в плане роботизации компанией с собственным центром компетенций, а экономия от замены сотрудников роботами измерялась десятками миллионов рублей в год..

К 2022 году у нас работало порядка 130 роботов, ускоряющих выполнение задач в 2-3 раза и экономящих десятки миллионов рублей в год

Обычно, кстати, робот работает в 2-3 раза быстрее человека. Но иногда скорость робота ограничивается временем отклика систем. У каждого приложения надо дождаться загрузки интерфейса, обновления страницы, завершения процессов передачи и сохранения данных — на эти величины робот никак не может повлиять.

Market.CNews: Могли бы вы привести примеры роботизированных бизнес-процессов?

Илья Кочетов: В банковской сфере есть несколько групп типовых бизнес-процессов, которые приходится роботизировать чаще всего:

  • Работа с электронным архивом. В архиве лежат PDF-файлы, и в определенный момент возникает потребность в валидации подписей. Раньше человек загружал их поочередно в систему, ждал результат, после чего в другой программе или в своих заметках помечал результат проверки. Робот делает все операции гораздо быстрее и аккуратнее. В итоге на проверку всего архива требуется всего 2 недели вместо ожидаемого полугода.
  • Отслеживание обновлений на сайтах. Например, банк хочет узнать информацию о клиенте в ФССП, базе юридических лиц и других источниках. Автоматизация такого процесса весьма сложна, ручная работа крайне рутинна, а для робота — отличная задача.
  • Обратная ситуация — размещение информации на сайте, например, подача отчетности на сайте регулятора. Там нет сложных действий, но очень много шагов, которые надо терпеливо и аккуратно выполнить, с чем робот хорошо справляется.

Тарас Сорока: Со своей стороны отмечу еще две типовые сферы применения роботов:

  • Перенос данных из одной программы в другую. Ключевая проблема миграции с одного ПО на другое — это перенос данных. И этот перенос может оказаться настолько трудоемким, что заказчику проще отказаться от миграции. Несмотря на то, что это одноразовый процесс, робот по переносу данных оказался очень эффективным в УБРиР в проекте по переходу на новую систему электронного документооборота..
  • Интеграция старой системы с новым ландшафтом необходима, когда в компании есть старое ПО (legacy), автоматизированная интеграция с которым технически невозможна или нежелательна в силу ряда причин. В этом случае робот, подобно человеку, вытаскивает информацию из нее и вводит в новую систему.

Market.CNews: Кто является вашими основными бизнес-заказчиками в банке, в каких подразделениях внедрены роботы?

Тарас Сорока: В основном, это бэкофис: объединенный операционный центр, финансы, HR, иногда риски. После того как банк продал банковский продукт, наступает время рутинных операций: нужно обработать документы, загрузить сканы в систему, отправить весь комплект в архив. В роботизации именно этих процессов и заключается наибольший эффект.

Далее идут бухгалтерия, HR, риски. Наиболее распространенные задачи здесь — зайти в одну систему и получить данные из нее, зайти в другую систему и сделать то же самое, а потом сформировать на их основе документ и выслать его клиенту или внести в третью систему.

А вот проекты в департаментах ИТ и ИБ — большая редкость, там роботизировать практически нечего.

Кредитование физлиц, ипотека, доставка карт, внутренний документооборот, валютный контроль и взаимодействие с регуляторами поставляют 90% запросов на роботизацию

Миграция на Primo RPA

Market.CNews: В 2022 году вы, очевидно, столкнулись с задачей импортозамещения. Как выбирали отечественную RPA-платформу после ухода UiPath?

Тарас Сорока: Для выбора вендора мы использовали критериальную таблицу. В ней учитывались базовые критерии и дополнительные опции. К базовым мы относили:

  • Зрелость решения, так как мы не хотели быть подопытными кроликами.
  • Технические возможности, сравнимые с UiPath.
  • Удобство разработки (я глубоко убежден, что если разработчику не нравится инструмент, то он не будет им пользоваться).

Среди дополнительных опций выделю:

  • Схожесть с UiPath по духу, так как мы не планировали смену команды, и нужно было минимизировать процесс обучения.
  • Совокупная стоимость владения решением.
  • Наличие клиентов, сравнимых с нами и работающих в нашей сфере, то есть наличие у вендора релевантного опыта.

Помимо сравнения на бумаге мы в обязательном порядке проводили живое тестирование RPA-платформ посредством пилотных проектов. В конечном итоге по совокупности факторов выбрали Primo RPA, о чем не жалеем. Но, конечно, не обошлось и без ошибки, совершенной нами по ходу миграции…

Market.CNews: В чем же она заключалась?

Тарас Сорока: Мы пытались одновременно выполнять переход на новую платформу и удовлетворять потребности заказчиков через разработку новых роботов. Очевидно, что наши заказчики всегда давали приоритет новому функционалу. Как следствие, сроки миграции «поехали вправо».

В итоге мы все равно пришли к тому решению, которое хотели принять изначально: поставили на стоп создание нового функционала и занялись исключительно переездом, но потеряв где-то около полугода. UiPath у нас прекращает функционировать в августе 2024 года. Сконцентрировавшись на миграции изначально, мы бы успели перевести всех существующих роботов к этому сроку, а теперь мы успеваем только с переводом роботов первого приоритета. Классика.

Не стоит разрабатывать новых роботов в процессе миграции. Лучше сначала завершить переход на новую платформу, а потом заняться реализацией нового функционала

На данный момент мы находимся в середине проекта. К началу перехода у нас было порядка 130 роботов на UiPath. Из них половина обслуживает наиболее критичные процессы, за сбои в работе которых возможны штрафы от регулятора, или неминуемы издержки на найм людей для выполнения задач вручную. Сейчас полностью перенесены 35 роботов, еще 25 будут готовы к августу этого года.

Второй приоритет назначен роботам, которые не несут финансовых рисков. Они остановятся в августе и будут запущены на Primo RPA в течение полугода.

Третий приоритет — наименее важные роботы, которые, вероятно, не будут работать около полугода, издержки коллеги смогут компенсировать ручным трудом, а мы благодаря этому поймем, какие из роботов действительно необходимы, а какие используются «по привычке». Таких роботов мы, разумеется, мигрировать не будем и просто отключим.

Market.CNews: Потребовалась ли вам корректировка бизнес-процессов в связи с переходом на Primo RPA?

Тарас Сорока: Нет, корректировка бизнес-процессов по причине внедрения RPA нам не потребовалась, иначе мы бы выбрали другую платформу.

Market.CNews: С какими еще проблемами вы столкнулись в процессе миграции?

Тарас Сорока: Производительность у Primo RPA изначально была ниже, чем UiPath: там, где на UiPath нужно было 4 робота, у Primo RPA требовалось 5. И дело тут не столько в скорости выполнения операций, сколько в затратах — чем больше роботов, тем выше совокупная стоимость лицензий.

Впрочем, надо признать, что Primo RPA развивается очень быстро, и вторая версия ядра максимально близка по скорости работы с UiPath.

Будущее роботизации

Market.CNews: Тарас, а как роботизацию воспринимают сами сотрудники банка? Влияет ли она на корпоративную культуру?

Тарас Сорока: Вы знаете, очень положительно, так как люди видят результат своей работы. В случае ИТ-подразделения его достаточно сложно разглядеть. Да, банк больше продает и больше зарабатывает, но вычленить вклад ИТ практически невозможно.

В случае роботизации все прозрачно: известны начальные затраты и штат, известно количество созданных роботов и их стоимость, известны финальные затраты и штат. Зная эти цифры, посчитать эффект не составляет труда.

Market.CNews: Какие у вас планы на дальнейшую роботизацию?

Тарас Сорока: Как я и сказал ранее, до завершения миграции у нас пауза: новых роботов мы не разрабатываем, все задачи аккуратно складываем в бэк-лог и вернемся к ним в 2025 году. По моим ощущениям, потенциал роста до 200 роботов у нас точно есть. Думаю, что это некий предел рутинных операций для типичной банковской среды.

Набор роботов динамичен во времени: какие-то роботы теряют актуальность, параллельно появляется потребность в новых. Достигнув предела в условные 200 роботов, текущая команда полностью себя займет поддержкой существующих роботов и заменой устаревших. Если будем с этой операционкой справляться меньшими силами, переучим часть команды на другой стек и переключим на другие задачи.

erid:2SDnjdErkTTРекламодатель: Общество с ограниченной ответственностью «Примо РПА»ИНН/ОГРН: 9715426731/1227700545588Сайт: https://www.primo-rpa.ru/

Короткая ссылка