Группа «Рексофт»: Просто разработка больше никому не нужна
Голая разработка более не нужна заказчикам. Помимо программного кода, они ожидают получить комплексный сервис, который может начинаться с разработки бизнес- и цифровых стратегий и технологического консалтинга и заканчиваться построением инфраструктуры, внедрением и интеграцией новых решений. Для создания такой комплексной услуги группа «Рексофт» собирает экспертизу, объединяя команды ушедших западных ИТ-поставщиков и ведущих российских специалистов. В частности, летом 2023 г. была приобретена компания RNT Group, правопреемник EPAM Systems в России. Директор департамента разработки «Рексофт» Николай Сокорнов и директор по производству RNT Group Артем Торосян рассказали CNews о том, как меняется рынок разработки, зачем нужны специалисты по отраслевым вертикалям и как можно преодолеть кадровый голод с помощью ИИ и программ обучения для молодых специалистов.
Не просто разработка, а комплексный сервис
Market.CNews: Расскажите вкратце о бизнесе обновленного «Рексофт». Какова структура группы и какие услуги и сервисы вы предлагаете клиентам?
Николай Сокорнов: Цель обновленной группы компаний — оказывать полный спектр услуг в области цифровой трансформации предприятий. Сюда мы включаем стратегический и трансформационный консалтинг, в том числе — формирование цифровой стратегии. Затем — проектирование и разработка необходимых информационных систем. И далее — их развертывание и поддержка в инфраструктуре, например, в публичном или приватном облаке. То есть, мы предлагаем услуги вертикально интегрированного независимого бизнес-консультанта, который максимально ориентирован на создание оптимального решения для клиента. Горизонтальные функциональные подразделения внутри группы — это консалтинг, заказная разработка, бизнес-приложения (занимаются интеграцией представленных на рынке решений), большие данные и аналитика, а также инфраструктурный блок и группа развития собственных продуктов и акселераторов. Они, в свою очередь, усиливаются нашими индустриальными командами, которые прекрасно понимают задачи и проблемы отраслей — финансов, горной добычи, ритейла, нефти и газа, транспорта, производства и других. На наш взгляд, именно сочетание компетенций на всех уровнях взаимодействия с заказчиком — стратегическом, технологическом и уровне «доставки» конкретного решения — делают нашу компанию уникальной на локальном рынке. Над этими задачами у нас работают больше 1500 специалистов.
Market.CNews: Получается, что «Рексофт» ушел от традиционной для себя специализации, связанной с разработкой, и теперь оказывает более широкий спектр услуг?
Николай Сокорнов: Заказная разработка по-прежнему составляет существенную часть нашего бизнеса, но наша цель — быть доверенным бизнес-партнером, который способен в режиме «единого окна» помочь клиенту в трансформации бизнеса в сегодняшних непростых условиях. Поэтому у нас есть подразделение консалтинга, где работает свыше 70 консультантов с опытом работы в компаниях — мировых лидерах в этой сфере. Думаю, что такого актива нет ни у одной ИТ-компании на российском рынке. Мы занимаемся интеграцией готовых решений с доработками под заказчика и частично инфраструктурными вопросами. Так что мы готовы сопровождать клиента на всех этапах — от анализа бизнеса, оптимизации бизнес-процессов и формулировки требований до внедрения новых ИТ-систем в ландшафт предприятия, их развития и сопровождения.
Артем Торосян: Меняется и сам рынок заказной разработки. Сейчас происходит конвергенция между заказчиками и поставщиками ИТ. Представители вертикальных рынков (например, банки или ритейлеры) сами превращаются в ИТ-компании с аккредитацией от Минцифры, стараются развивать собственные ИТ-подразделения в полноценные компании, выводят на рынок свои разработки в качестве цифровых продуктов. Дополнительный стимул этому процессу придал тот факт, что часть команд ушедших с рынка вендоров перешла как раз к заказчикам и помогла им быстро получить новую экспертизу или усилить существовавшую. С другой стороны, поставщики ИТ развивают отраслевую экспертизу, чтобы лучше понимать клиентов. У нас есть команды, которые уже много лет занимаются разработкой и внедрением цифровых решений в конкретных индустриях, выполнили десятки, а то и сотни масштабных сложных проектов в ключевых для заказчиков сферах деятельности. К примеру, это розничный банковский бизнес, электронная коммерция и маркетплейсы, работа на рынках капитала, практически все виды страхования, омниканальное предоставление услуг и не только. Такой обширный опыт дает очень хорошее понимание специфики бизнеса клиентов, позволяет предлагать интересные решения из одних индустрий в другие, дополняя их комплексом услуг всей группы. Без нашей глубокой экспертизы мы не могли бы оказывать услуги с тем уровнем качества, который от нас ожидает рынок.
Market.CNews: Вы упомянули инфраструктурное подразделение. Каким образом «Рексофт» решает инфраструктурные задачи клиентов?
Николай Сокорнов: Речь идет в первую очередь об облачных сервисах. Мы сотрудничаем с ведущими российскими поставщиками облаков, однако в данный момент занимаемся разработкой собственной облачной платформы под рабочим названием Reksoft Private Cloud, чтобы иметь возможность разворачивать частное облако на мощностях заказчика. Эта платформа будет представлять собой набор инструментов PaaS/IaaS для разработчиков и внутреннего ИТ. Группа «Рексофт» нацелена на работу с крупным бизнесом, которому требуются масштабные комплексные решения. Часто этому классу клиентов нужна поддержка полного цикла проектов: от разработки приложений с формулированием требований к инфраструктурной платформе до построения проектов под ключ вместе с оборудованием. Мы к этому готовы, ведь делаем ставку на сильных архитекторов и инженеров из международных компаний.
Market.CNews: Какие проекты в области облаков есть у «Рексофт»?
Николай Сокорнов: В 2023 году были запущены первые проекты по инфраструктурному консалтингу и построению облачной инфраструктуры в финансовой, производственной и логистических отраслях. С нашей точки зрения, если позволяет нормативное законодательство, заказчикам надо искать баланс между своими внутренними облачными сервисами и использованием ресурсов публичных провайдеров. В следующем году мы планируем масштабировать накопленный опыт как горизонтально, так и вертикально. Идет увеличение проектов, что позволяет консолидировать требования с рынка и на их основе улучшать наш продукт. Также идет работа по технологическим партнерствам с ведущими игроками рынка облаков и инфраструктуры.
Импортозамещение
Market.CNews: Чем объясняется рост спроса на разработку ПО в последние два года? С какими вызовами пришлось столкнуться заказчикам и какая ваша роль в этом процессе?
Артем Торосян: Сегодня клиенты хотят развернуть новые решения как можно быстрее, причем мы говорим не о замене отдельных продуктов, а о построении новых больших комплексных платформ на российском или открытом ПО. Это желание было всегда, но в условиях импортозамещения и ограничений на работу западных систем, которые могут «отвалиться» в любой момент, оно усилилось. Да, на рынке есть много готовых продуктов для автоматизации тех или иных процессов, и порой кажется, что заказная разработка здесь проигрывает. Но по общению с заказчиками мы видим, что нет сферы деятельности, где можно было бы полностью обойтись только готовыми решениями. Где-то не хватает функциональности, где-то нельзя полноценно кастомизировать и учесть специфику бизнеса компании, где-то отсутствуют возможности для масштабирования. Приведу пример RNT Group. После ухода глобальной материнской компании мы остались без систем, которые использовались для поддержки наших производственных процессов — это управление компетенциями и навыками ИТ-специалистов, ресурсное планирование для проектов, HR-процессы и people-аналитика и так далее. Казалось бы, достаточно стандартные процессы, и мы искали готовый продукт на рынке. Но в итоге пришли к разработке собственной платформы Brain, так как ни одна из представленных на рынке систем не обладала той функциональностью, которая была нам нужна, чтобы поддержать особенности нашего бизнеса и обеспечить нашим сотрудникам то качество взаимодействия с внутренними системами, к которому они привыкли в EPAM.
Так что сейчас клиенты выбирают комбинацию готовых и заказных решений. Это влияет на сохраняющийся спрос на заказную разработку и востребованность интеграции для соединения различных систем в единый бесшовный цифровой ландшафт, где все решения сохраняют удобство в эксплуатации и работают без потери производительности. Для ускорения процесса разработки мы предлагаем заказчикам в том числе применение платформ-акселераторов, которые, с одной стороны, уже обладают готовым функционалом, а с другой — дают широкие возможности для доработки. В качестве примера могу привести RNT Data Platform — это акселератор для развертывания фабрики управления данными и дата-продуктами, и Синапс — платформу с готовым инструментарием для разработки масштабируемых решений в микросервисной архитектуре.
Market.CNews: Какие еще готовые решения вы можете предложить заказчикам, когда они обращаются к вам с запросом по импортозамещению?
Артем Торосян: Помимо тех, которые я упомянул раньше, есть еще целый ряд индустриальных и горизонтальных решений. Например, мы предлагаем импортонезависимое решение для систем сортировки и обработки багажа, которое внедрено в более чем 20 аэропортах. Недавно один из самых сложных таких проектов был реализован в новом международном терминале Домодедово. Аэропорт остался наедине с неработающим дорогостоящим оборудованием от западного поставщика. Совместно с командой заказчика мы сделали реверс-инжиниринг ПО этого комплекса и успешно запустили его. Теперь 60 млн посетителей Домодедово получают свой багаж в 3 раза быстрее с минимальным количеством сбоев и ошибок. Сейчас ведется еще несколько похожих проектов в крупнейших аэропортах нашей страны — Пулково, Шереметьево и других.
Другой пример — платформа «Лайка» для управления цифровыми активами, которая в разы увеличивает скорость запуска маркетинговых кампаний и снижает затраты на коммуникации с конечными потребителями в самых разных каналах. В качестве решения для заказчиков мы предлагаем и платформу Brain для управления и развития HR. Кроме того, мы сотрудничаем с российскими компаниями — это, в частности, Navicon, Luxms, Visiology, Arenadata, Адакта и ряд других, чьи решения мы можем предлагать заказчикам и по чьим технологиям наши сотрудники проходили обучение и сертификацию.
Николай Сокорнов: Недавно мы стали партнерами с Astra Linux, мы тесно взаимодействуем с Postgres, так как базы данных активно переносят с Oracle именно на эту платформу. Кроме того, мы сотрудничаем с непосредственными производителями оборудования. Как пример могу привести компанию «Конветроник», которая занимается производством конвейеров для аэропортов и логистических центров. Вместе мы разрабатываем комплексное решение, о котором упоминал уже Артем. Оно представляет собой полноценный технологический комплекс, включающий механическое оборудование, автоматику и программное обеспечение: софт нижнего уровня, диспетчерские системы, бизнес-приложения (например, систему управления сортировкой).
Большая работа по созданию индустриальных решений ведется департаментами горнодобывающей и нефтегазовой отраслей. В разрезе добывающей индустрии упомяну систему планирования горных работ, системы диспетчеризации открытых и подземных горных работ и систему предотвращения столкновений. Для предприятий, работающих в контуре ТЭК, мы оказываем такие сервисы как: проектирование новых АСУ ТП под ключ на отечественных продуктах, комплексные услуги по созданию цифровых технологических моделей производств, построение систем усовершенствованного управления технологическим процессом (СУУ ТП), внедрение усовершенствованного человеко-машинного интерфейса (HMI) и систем эффективного управления активами (APM). Еще интересная разработка — информационно-аналитическая платформа для интеллектуального поиска, обработки и консолидации отраслевых данных Energy Data System. Наши компетенции в области автоматизации промышленных и добывающих предприятий — это тема для отдельного разговора. У нас здесь сильная экспертиза и взвешенный подход к сотрудничеству с заказчиками этого сегмента.
Артем Торосян: Добавлю, что сейчас в группе «Рексофт» формируется отдельное направление по внедрению бизнес-приложений, и в скором будущем наша линейка предложений именно готовых продуктов серьезно усилится. Как минимум — появится хорошая экспертиза по решениям 1С.
Market.CNews: Сколько за последние 2 года было проектов по импортозамещению?
Николай Сокорнов: Почти все проекты, реализованные за это время, так или иначе связаны с импортозамещением. В общей сложности это несколько десятков проектов, включая горнодобывающую промышленность, транспорт, ритейл, ТЭК, финансовый сектор.
Кадров не хватает, разрабатывать ПО поможет ИИ
Market.CNews: Какие ключевые изменения происходят на рынке разработки с точки зрения востребованных технологий?
Николай Сокорнов: Прежде всего, я бы отметил рост интереса к искусственному интеллекту (ИИ), который недавно перешел от стадии маркетингового бума к этапу практического применения. Здесь можно выделить несколько направлений инноваций. Во-первых, это решения, связанные с представлением больших данных в компактном формате, с которым могут удобно и эффективно работать сотрудники. Сейчас такие технологии используются уже практически во всех отраслях.
Второе направление развития ИИ-сервисов — это языковые модели. Я полагаю, что в течение 3-4 лет интерфейсы взаимодействия человек-машина претерпят существенные изменения, и мы будем общаться с программами преимущественно голосом и более неформально. Мы стоим на пороге революции, наподобие той, которая произошла при переходе от командной строки к графическому оконному интерфейсу.
В-третьих, ИИ находит широкое применение при разработке помощников для решения рутинных задач. Хотя и эти типовые задачи на самом деле могут быть достаточно креативными. Я бы привел аналогию с художниками прошлого, которые рисовали на картине основных персонажей, задавали сюжет, а подмастерья потом дорисовывали фон и персонажей второго плана. Сходную роль сейчас играет ИИ при написании программного кода.
Market.CNews: Как меняются требования к языкам программирования?
Николай Сокорнов: В этой связи необходимо отметить широкое распространение low-code и no-code платформ — написание кода с нуля превратилось в анахронизм, практически всегда для этого используются либо собственные проприетарные разработки, либо коммерческие продукты, доступные на рынке. Соответственно, изменились и инструменты, которые мы используем при разработке. Резко возросла популярность языка Python, на котором пишутся практически все приложения, связанные с машинным обучением (Machine Learning, ML). Кроме того, Python стали часто использовать и для разработки программ, связанных с бэкендом и не имеющих отношения к ИИ.
Расширяется сфера применения языка Go, который отличается лаконичностью и быстротой, так как лишен наследия старых языков, которые должны были обеспечивать обратную совместимость с legacy-системами и из-за этого были похожи на старый корабль, который оброс ракушками и уже не может быстро плыть. Если, например, при работе с Java вам приходится использовать библиотеки и фреймворки, то в Go все эти элементы уже встроены в сам язык, поэтому процесс написания кода оказывается проще. Однако никто не говорит, что Java или C# отжили свое. В ИТ-ландшафте крупных компаний системы на них составляют от 60 до 80%, и это бизнес-образующие платформы.
Market.CNews: В 2022 году большое количество ИТ-специалистов уехали из России. Как это отразилось на вашем бизнесе, и как вы решаете проблему дефицита кадров?
Артем Торосян: Действительно, в 2022 году одномоментно уехало довольно много ИТ-специалистов, хотя отток квалифицированных кадров за рубеж наблюдался всегда. Однако дефицит кадров связан не только с этим: нехватка людей — это тот тренд, который есть в нашей индустрии последние лет 20 точно, а то и больше. ИТ-рынок развивается высокими темпами, постоянно меняются требования к сотрудникам, а чтобы вырастить качественного специалиста, требуется как минимум несколько лет. За последние годы мы создали собственную систему подготовки кадров. У нас есть партнерские отношения с вузами, где мы помогаем в организации специализированных курсов — это первый шаг для молодых специалистов в направлении профессионального ИТ. Кроме того, у нас есть собственные тренинг-центры, куда начинающие программисты приходят учиться уже после окончания вуза. Это достаточно интенсивные программы (40 часов в неделю в течение нескольких месяцев), участники которых серьезно прокачивают и усиливают те знания, которые они получили раньше. После обучения мы привлекаем этих ребят на внутренние проекты, что дает им практическую экспертизу. И когда у нас уже нет сомнений в том, что квалификация специалиста соответствует ожиданиям заказчиков, то он начинает участвовать в проектах для клиентов. Через год практической работы в рамках нашей компании можно уже говорить о зрелом специалисте с опытом разработки, а еще через 2-3 года работы он переходит в разряд старших (senior) разработчиков. При этом мы всячески поддерживаем развитие и рост сотрудников. Есть типовые и индивидуальные планы развития, программы наставничества, поддержка участия во внутренних и внешних конференциях, участие в создании и развитии различных комьюнити и, конечно, внутренние и внешние тренинги и курсы, которые помогают усилить не только хард, но и софт-скиллс.
Западные компании ушли, а специалисты остались
Market.CNews: В августе 2023 года «Рексофт» приобрел компанию RNT Group, которая является правопреемником российского подразделения EPAM Systems. Расскажите подробнее о команде и проектах RNT Group, которые были в портфеле компании на момент сделки?
Артем Торосян: После ухода EPAM нам удалось практически полностью сохранить в RNT Group ключевую команду и экспертизу по приоритетным для нас направлениям. Прежде всего, это финансовый сектор — банки, биржи, инвестиционные компании. Ритейл и все, что связано с построением маркетплейсов и цифровых экосистем в разных сегментах бизнеса. Страховой сектор, где у нас есть опыт цифровизации практически по всем видам и бизнес-процессам страхования. На момент заключения сделки с «Рексофт» численность нашей команды составляла около 900 человек — руководители высшего и среднего звена, аккаунт-менеджеры, специалисты по бизнес- и системному анализу, архитекторы, ключевые разработчики и др. Причем это не только те люди, кто ранее работал на проектах для российских клиентов, но частично и те, кто был занят в решении задач для западных заказчиков — глобальных брендов. Нашей задачей было удержать тех специалистов, без которых мы бы не смогли продолжить наш бизнес, и в целом нам это удалось.
Market.CNews: Закрытие нескольких региональных офисов RNT Group — это также следствие произошедших изменений в компании или есть другая причина? Это также было связано с уходом команд, занятых на зарубежных проектах?
Артем Торосян: На самом деле первоначальным стимулом для сокращения числа региональных отделений был перевод сотрудников на удаленную работу во время пандемии и их нежелание возвращаться в офис после ее окончания. Нет смысла тратить деньги на содержание регионального офиса, если туда никто не приходит. Раньше мы планировали офисное пространство исходя из принципа один сотрудник — одно рабочее место, но сейчас посещаемость офиса составляет лишь 15-20% от общего штата работников. Более того, только 20% потенциальных сотрудников готовы к работе в офисе. Если найти удаленного сотрудника на позицию можно, условно, за несколько дней, то на поиск специалиста с аналогичной квалификацией, но согласного на работу в офисе, уйдет уже от 3 до 5 недель. Так что это простая экономика. Тем не менее наша география остается очень широкой — в компании работают специалисты из десятков городов. Говоря обо всей группе: ее офисы есть там, где у нас много сотрудников — Москва, Санкт-Петербург, Ижевск, Нижний Новгород, Воронеж, Ростов-на-Дону, Самара, Саратов и Рязань.
Market.CNews: Как будет происходить объединение «Рексофт» и RNT Group с организационной точки зрения?
Николай Сокорнов: Сейчас мы с Артемом и коллегами из RNT Group находимся на этапе создания новой структуры, которая в рамках объединенной компании будет заниматься заказной разработкой, начиная от первых контактов с клиентами и до развертывания и развития созданных решений, а также будет взаимодействовать с другими горизонтальными направлениями «Рексофт» для оказания комплексного сервиса для заказчиков. Процесс затрагивает целый ряд бизнес-подразделений, включая управление продажами, подготовку предложения для заказчика, управление проектами и портфелями проектов, а также непосредственно производственные процессы разработки, управления качеством, внедрения и поддержки. Поэтапная интеграция организационных подразделений и информационных систем двух компаний должна завершиться в течение 2024 года. Но уже сейчас наши общие команды успешно работают на совместных проектах, дополняя и усиливая экспертизу друг друга.
Market.CNews: Планируются ли другие сделки из области слияний и поглощений (M&A)?
Николай Сокорнов: Компании, которые ушли из России, оставили после себя команды специалистов, и мы наращиваем собственную экспертизу за счет их привлечения в «Рексофт». В частности, в 2022 году к нам присоединилась команда стратегического консалтинга Accenture из более чем 50 сотрудников, которые составили костяк нашего подразделения по консалтингу. За год его штат вырос как минимум на 30%. Кроме того, к нам также присоединились специалисты из Schneider Electric, Siemens, IBM и SAP, «ВИСТ ГРУП». В этом же ключе следует рассматривать и нашу сделку по объединению с RNT Group. Мы продолжаем внимательно следить за происходящим на рынке. Окно возможностей в плане слияний и поглощений уже закрывается: многие оставшиеся в России команды и бизнес-подразделения в основном определились со своим будущим.
■ erid:2SDnjbokh7nРекламодатель: ООО "РНТИНН/ОГРН: 7719232155/1037739707147Сайт: https://rntgroup.com/