Чего не хватает российским BI-решениям, а в чем они даже лучше
Западный рынок BI можно охарактеризовать как зрелый, сформировавшийся, со своими лидирующими и развивающимися решениями. Российский рынок, напротив, молодой и динамичный. О нем речь и пойдет далее.
Фактор времени
На разработку, обкатку и расширение функционала любого решения нужно время. В условиях экстренного импортозамещения этого ресурса не хватает практически всем отечественным решениям, причем не только в нише BI, но и в любой смежной сфере — ERP, CRM для крупного бизнеса, облачные инфраструктурные сервисы, ВКС и т.д.
В случае BI опыт мировых брендов насчитывает десятки лет: решению Qlik в этом году 30 лет, Tableau — 20 лет, Power BI — 12 лет. Последняя цифра — минимум для именитых западных брендов и максимум для российских.
Однако спрос на российские решения сейчас огромен, и они развиваются опережающими темпами. За прошедшие полтора года пройден огромный путь в расширении их возможностей, и эксперты сходятся в оценках, что за ближайшие 3-5 лет разрыв и вовсе будет нивелирован.
Визуализация данных и дизайн
Хороший дизайн может значительно улучшить восприятие информации пользователями и сделать работу с системой более удобной и приятной. Но, решая задачи наращивания функционала, вопросы дизайна порой уходя на второй план.
Адаптация под российские реалии
Этот фактор, безусловно, на стороне российских решений. Если раньше российский бизнес приходилось подгонять под рамки зарубежных решений, то теперь решения создаются с учетом особенностей российского бизнеса, что упрощает жизнь обоим.
Кастомизация под клиента
Этот пункт связан с предыдущим, но теперь речь идет на уровне конкретных компаний. Если западные вендоры не могли приспособить решения под реалии целой страны, то о затачивании продукта под конкретную компанию и вовсе речи не идет.
Однако российские вендоры смотрят на это иначе. Они готовы гораздо более внимательно слушать пожелания заказчика, учитывать их в дорожной карте развития продукта и, как результат, способны предложить гораздо более нишевой и эффективный продукт.
Опыт специалистов, усиление команд
После ухода западных компаний многие российские вендоры BI-решений усилены их бывшими сотрудниками — специалистами, которые имели опыт работы в международных проектах с крупными корпорациями-заказчиками.
В настоящее время эта экспертиза адаптируется под российские реалии, образуя симбиоз передовых технологий и ориентации на клиента.
Облачные и коробочные решения
Облачные BI-решения позволяют пользователям получать доступ к данным из любого места, где есть интернет-соединение. Они также обеспечивают масштабируемость и гибкость, так как можно легко добавлять или удалять пользователей и ресурсы в зависимости от потребностей компании.
Кроме того, облачные BI позволяют сэкономить на капитальных затратах в пользу операционных. Впрочем, коробочные решения требуют регулярных обновлений и техподдержки, поэтому характеризуются немалыми операционными платежами.
Коробочные решения предоставляют больше контроля над инфраструктурой и безопасностью данных. Они могут быть настроены под конкретные потребности компании и иметь более высокую степень интеграции с другими системами. Однако они требуют значительных затрат на оборудование и поддержку инфраструктуры.
Западный мир стремится к облачной модели в сфере BI. Российские компании гораздо больше ориентированы на on-prem-решения и коробочные версии продуктов: им важно сохранить данные в цифровом контуре компании, избежать утечек, в меньшей степени зависеть от качества соединения во внешней сети и чувствовать себя полноценными владельцами данных и хозяевами ситуации.
Полноценная BI-платформа или набор разных сервисов
Единая BI-платформа представляет собой интегрированное решение, которое объединяет различные инструменты и сервисы для анализа данных в одной системе. Она позволяет пользователям быстро получать доступ к данным, проводить анализ и создавать отчеты без необходимости переключаться между различными приложениями.
Набор разрозненных сервисов для аналитики включает в себя несколько отдельных инструментов, которые необходимо интегрировать вручную. Это может занять много времени и требует дополнительных усилий по настройке каждого инструмента отдельно.
Однако набор разрозненных сервисов может быть более гибким и настраиваемым под конкретные потребности компании. Он также может быть более доступным по цене, особенно если компания уже использует другие инструменты для анализа данных.
Выбор между единой BI-платформой и набором разрозненных сервисов зависит от потребностей компании, ее бюджета и уровня требований к интеграции различных инструментов. Из опыта можно сказать, что рынок движется от разрозненных сервисов к платформам. Об этом, в частности, мы писали год назад в статье о трендах в сфере бизнес-аналитике.