Юлия Орлова, ДРТ: Фокус на автоматизацию систем внутреннего контроля — это тренд 2023 года для налогового мониторинга
Налоговый мониторинг, начавший действовать в России с 2016 г., коснется уже 448 компаний в 2023 г. С каждым годом число участников растет: только за последний год их количество увеличилось на 32%. О том, кому и для чего нужен налоговый мониторинг, какие преимущества компаниям он дает и какие ИТ-решения призваны импортозаместить системы внутреннего контроля, в интервью CNews рассказала Юлия Орлова, партнер департамента налогов и права, руководитель направления налогового мониторинга ДРТ.
CNews: Расскажите кратко о компании и о вашем опыте и экспертизе в сфере налогового мониторинга.
Юлия Орлова: Экспертиза ДРТ в сфере налогового мониторинга (НМ) состоит из десятков проектов, начиная от диагностики готовности организации вступить в режим НМ до интеграции «витрины данных» в ее инфраструктуру («витрина данных» — это форма взаимодействия с налоговым органом, при котором компания-налогоплательщик определяет данные налогового мониторинга для публикации и самостоятельно загружает их в систему). Наша команда имеет опыт реализации проектов по НМ «под ключ» и может закрыть отдельные блоки задач в рамках процесса перехода к НМ.
Наши клиенты абсолютно разные с точки зрения отраслей. К примеру, мы работали с региональной сетью заправочных станций, с крупнейшими вертикально-интегрированным нефтегазовым и государственным нефтегазовым холдингами, с японской компанией по производству и поставке офисной техники, с мультинациональной корпорацией сектора FMCG (Fast Moving Consumer Goods — товары широкого потребления), а также с европейской фирмой по производству кондитерских изделий.
Мы работаем с компаниями разных масштабов, от крупнейших компаний России до тех, кто едва удовлетворяет критериям вступления в режим НМ, с разным уровнем готовности к вступлению в налоговый мониторинг — для каждого из них мы разрабатываем решение, наилучшим образом удовлетворяющее именно их потребностям.
CNews: Как меняется рынок НМ? Каким он был вчера, каков он сегодня, какие тенденции вы отмечаете? Каким, на ваш взгляд, он будет завтра?
Юлия Орлова: Рынок налогового мониторинга стремительно растет, увеличивается количество участников режима и количество провайдеров услуг.
НМ запустился в 2016 году, и по итогам 2022 года к нему присоединились уже 329 компаний, а в 2023 году их должно быть уже 448. Во многом рост обусловлен желанием бизнеса играть с налоговыми органами по понятным правилам — бизнес хочет максимальной эффективности налогового контроля, т.е. снижения своих налоговых рисков, сокращения открытого для налогового контроля периода.
Среди преимуществ вступившие организации отмечают снизившуюся административную нагрузку на бизнес в части прохождения всех мероприятий налогового контроля, освобождение от штрафов, получение мотивированного мнения налогового органа по сложным (техническим, методическим и транзакционным) вопросам. Менее очевидным является положительный репутационный эффект — став участником НМ, компания фактически заявляет о прозрачности, высокой чистоте своей хозяйственной деятельности, это является своего рода «знаком качества» для его партнеров.
На сегодняшний день к налоговому мониторингу могут присоединиться компании с годовым оборотом и активами не менее 1 млрд рублей, а сумма уплаченных ими налогов за предыдущий год должна составлять не менее 100 млн рублей. Для них участие является добровольным, но налоговые органы ведут работу с налогоплательщиками и разъясняют, почему целесообразно перейти на НМ. Важная категория интересантов — это организации, подписавшие соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Они обязаны «зайти» в налоговый мониторинг по закону в течение трех лет с даты заключения соглашения. Не исключено, что список компаний, для которых режим налогового мониторинга станет обязательным, в перспективе станет шире. Соответственно, такие организации будут нуждаться в профессиональной поддержке для входа в режим налогового мониторинга.
Поддержку предприятий в части налогового мониторинга обеспечивают провайдеры, состав которых в последнее время сильно меняется: на рынок выходят небольшие по объему деятельности компании, часто региональные игроки со специфичными для региона знаниями.
Мы рекомендуем потенциальным покупателям услуг убедиться в том, что у провайдеров есть ресурсы, чтобы вести, например, пару проектов одновременно. Существует вероятность, что у более мелких игроков не хватит экспертизы для того, чтобы реализовать проект «под ключ». Обращение к компании с недостатком опыта и компетенций несет риски. Согласно заявлению, озвученному начальником Управления налогового мониторинга ФНС Мариной Крашенинниковой на последнем всероссийском форуме по налоговому мониторингу, у большого числа участников налогового мониторинга есть проблемы с заполнением регламента информационного взаимодействия (РИВ). Пока не было каких-то жестких мер со стороны ФНС в отношении таких участников. Однако не исключено, что дальше служба обратит пристальное внимание на качественное заполнение РИВа, и, возможно, будет отказывать организациям в участии в режиме налогового мониторинга, серьезно понижать их рейтинг и т.д.
Мы делаем упор на то, что у провайдера должна быть комбинация сильных методологов по налогам и системе внутреннего контроля с ИТ-специалистами или интегратором. ДРТ, к слову, имеет в штате профессиональных налоговых консультантов, квалифицированных ИТ-специалистов, сотрудничает с интеграторами и готова дальше развивать масштабы своего взаимодействия с любыми поставщиками автоматизированных решений в области налогового мониторинга. Поэтому мы считаем крайне актуальным рейтинг провайдеров в области налогового мониторинга, который составляет CNews.
CNews: Какие новые функции и услуги вы планируете запустить в ближайшие 1-2 года?
Юлия Орлова: На особом контроле у ФНС будут РИВы, поэтому мы будем скрупулезно заполнять их для наших клиентов. Для тех налогоплательщиков, которые еще не вступили в режим налогового мониторинга, мы будем предлагать актуализировать регламент информационного взаимодействия в соответствие с последними требованиями. Также мы собираемся изучить пребывание в режиме налогового мониторинга организаций, использующих различные формы госсподержки, т.к. у перечисленной категории налогоплательщиков есть свои особенности по процессам и подаче отчетности в госорганы.
Мы полагаем, что предложения услуг по налоговому мониторингу все больше будут фокусироваться на автоматизации системы внутреннего контроля (СВК). СВК предоставляет информацию заинтересованным сторонам (как внешним, так и внутренним) о надежности бизнес-процессов в компании, эффективности управления рисками, а также в целом позволяет сделать вывод о том, насколько менеджмент и акционеры могут быть уверены в достижении целей организации. При этом все чаще предприятия выстраивают интегрированную систему внутреннего контроля в сквозных цепочках бизнес-процессов — от основных операционных до бухгалтерского и налогового учета.
Если до недавнего времени крупные участники рынка широко использовали компоненты решения SAP GRC, то сейчас появились локальные провайдеры ИТ-решений в области СВК, с которыми мы активно сотрудничаем. Например, 1С, VK, T1 и др. Мы будем предлагать нашим клиентам автоматизировать их контрольные процедуры с использованием решений от отечественных вендоров, тем самым поддерживая наших клиентов в части импортозамещения ПО.
CNews: Ваше уникальное предложение: почему клиенты выбирают именно вас?
Юлия Орлова: Наш подход выделяется на фоне конкурентов тем, что у нас работают кросс-функциональные команды, которые состоят из сотрудников налогового отдела, экспертов в области внутреннего контроля и ИТ-специалистов. Именно это позволяет нам предоставлять кастомизированные решения под каждого клиента. Мы отталкиваемся от бизнес-модели организации и подключаем налоговых консультантов с соответствующей специализацией. Например, если мы делаем проект для фармацевтической компании, то привлечем эксперта из этой отрасли, по кейсу для японской компании — обращаемся к японским координаторам, чтобы дать иностранному руководству понимание происходящего на российском рынке. При очевидно более детальной проработке, такие проекты обходятся клиентам дешевле, чем коробочные решения, поскольку содержат необходимый набор функций для их текущего состояния.
Подготовка к вступлению в режим налогового мониторинга зависит от масштабов компании, сложности ее бизнес-модели, автоматизации налогового учета. Как правило, меньше, чем за 6-9 месяцев в отдельных случаях — год и больше — качественно подготовиться нельзя. ДРТ может со своей стороны предложить подготовительную работу для компаний.
Также мы поддерживаем своих клиентов и после вступления в режим налогового мониторинга — осуществляем техническую поддержку «витрин данных» и методологически помогаем клиентам, т.к. многие из них говорят о том, что им не комфортно в первые полгода-год пребывать в режиме налогового мониторинга без провайдера. У нас нет ни одного проекта, который не закончился бы рекомендательным письмом от организаций, с которыми мы сотрудничаем в качестве провайдера услуг по налоговому мониторингу.
CNews: Актуален ли НМ для среднего и малого бизнеса, или пока еще это удел крупных компаний? Если не актуален сегодня, то будет ли актуален в ближайшей перспективе? Возможно, есть спецпредложения для СМБ?
Юлия Орлова: Из критериев для вступления в режим налогового мониторинга (1 млрд рублей по выручке и активам, а также 100 млн рублей уплаченных налогов за прошедший финансовый год) можно сделать вывод, что для малого бизнеса режим налогового мониторинга в настоящий момент недоступен. В то же время средних предприятий в ближайшие 4-5 лет в числе участников налогового мониторинга будет становиться все больше и больше. Это может гарантировать им отсутствие выездных и камеральных налоговых проверок, освободить от штрафов, дать возможность задать вопрос налоговым органам и получить на него исчерпывающий ответ, а также стимулировать проверку на корректность всех своих налоговых подходов.
В пуле клиентов, с которыми мы работаем, есть предприятия СЗПК, которые могут не попадать под вышеобозначенные критерии, но обязаны подключиться к налоговому мониторингу. Поэтому наши предложения СЗПК можно рассматривать и для компаний СМБ. В основе функционирования малого бизнеса лежат простые процессы, которые характеризуются небольшим объемом деятельности. Таким образом, подготовка к режиму налогового мониторинга и вступление в него могут пройти оперативно.
Однако все упирается в степень автоматизации процессов налогового учета, которая у небольших предприятий, как правило, невелика. Поэтому пока мы не наблюдаем стороны ФНС желания распространить режим налогового мониторинга на малый бизнес в ближайшее время. В то же время мы не можем исключать в долгосрочной перспективе того, что за средними предприятиями подтянутся малые. Тогда режим получит массовый характер с точки зрения макроэкономики, количества налогоплательщиков, доли налогов, которые будут контролироваться режимом налогового мониторинга.
■ erid:Pb3XmBtzst31LdN7DmoLSZG3t7Kg5M2ZNFUVwyGРекламодатель: ООО «ДРТ Консалтинг»ИНН/ОГРН: 7710976720/1147748151220Сайт: https://www.delret.ru/