Сергей Белостоцкий, владелец продукта PIX BI: BI-системы — это не роскошь, а норма как для крупного бизнеса, так и для СМБ
Изначально системы бизнес-аналитики считались уделом крупных компаний и подготовленных людей. Со временем они стали проникать в массы. Сегодня они помогают как высшему руководству компаний, так и мидл-менеджменту. О развитии BI-систем, вопросах импортозамещения и тенденциях в интервью Market.CNews рассказал Сергей Белостоцкий, владелец продукта PIX BI, компании PIX Robotics.
Настоящие и будущие возможности BI-платформ
Market.CNews: Как изменилась бизнес-аналитика за последнее время? Какие задачи BI-системы решают уже сегодня?
Сергей Белостоцкий: С одной стороны, аналитика стала более самостоятельной и ориентированной на бизнес. Если изначально это были сложные системы, разработка которых велась специализированными, подготовленными людьми — разработчиками, аналитиками, — то сегодня BI уходит максимально в self-service. То есть для бизнеса открывается возможность вести разработку своими силами, не отвлекая ИТ от их задач.
С другой стороны, решения стали более высокотехнологичными, красивыми и удобными для пользователя. Они забирают данные из большего количества источников, быстрее их обрабатывают. То есть раньше BI-системы были проще по функционалу, но сложнее по взаимодействию.
BI-система больше не считается роскошью и дорогой игрушкой для Enterprise-компаний. Сегодня системы бизнес-аналитики — это норма как для крупного, так и для среднего и малого бизнеса. Это стандарт рынка, и, чем больше компаний его придерживаются, тем выше к нему требования.
При запуске PIX BI мы ориентировались на широкий пул клиентов разного размера, и главной задачей было дать привычный инструмент с низким порогом входа, чтобы можно было быстро стартовать и быстро получить результат. Поэтому у нас интуитивно понятный для бизнеса интерфейс и гибкое лицензирование.
Market.CNews: А что, на ваш взгляд, появится в BI-решениях в ближайшие 2-3 года и какие потребности бизнеса эти функции закроют?
Сергей Белостоцкий: Говоря о трендах, я бы выделил российский рынок, так как в ближайшие 2-3 года мы будем догонять мировых лидеров. Стратегическая цель многих российских вендоров сегодня — стать полнофункциональной заменой западного ПО, тех решений, которые ушли.
Общемировой тренд рынка бизнес-аналитики состоит в расширении функций: от классической BI до экосистемы, где BI работает в связке с другими решениями. Наш продукт, PIX BI, изначально входит в экосистему PIX, которая помогает бизнесу решать сложные задачи быстрее на разных уровнях.
PIX RPA собирает информацию для BI, PIX Process management организовывает процессы, а PIX BI является мозговым центром принятия решений — то есть все эти элементы, закрывая разные функции по отдельности, в синергии двигают бизнес к заветной цифровой трансформации.
Импортозамещение в сфере BI
Market.CNews: Сегодня в центре внимания — импортозамещение ИТ-систем. Могут ли российские решения BI конкурировать с именитыми западными вендорами? В чем преимущество российских разработок?
Сергей Белостоцкий: Российские решения уже давно конкурируют с западными, но делают это в определенных компаниях. Еще полгода-год назад рынок был занят мировыми лидерами, и создавать аналог Power BI или Qlik не было смысла. И российские вендоры BI старались найти свою нишу, делая очень хороший, но специализированный софт.
Например, для госсектора или ВПК. Масштабировать на других клиентов BI-системы было сложно, так как у каждого заказчика был свой взгляд на функции и интерфейс BI, не подходящий для других. И рыночных кейсов было мало.
Большая часть российских BI-систем сейчас не дотягивает до уровня зарубежных, но в некоторых моментах российские платформы превосходят заморских конкурентов, например, в работе с большими данными, создании кастомных дашбордов, автоматизации сбора данных с пользователей. Раньше российским BI-системам было практически невозможно дотянуться до этих клиентов. И, можно сказать, это был замкнутый круг — нет бизнес-заказчиков — нет рыночных кейсов — значит, нет опыта и, как следствие, нет заказчиков.
В PIX BI собрана команда с большим опытом работы как с зарубежными, так и с отечественным системами бизнес-аналитики, и мы понимаем, как живет этот рынок, какие особенности и свойства нашего продукта ему нужны. Что нужно пользователю в первую очередь? Пользователю нужно применить тот опыт, который у него есть, получить привычный инструмент по визуализации, функциональности и скорости, не тратя время и жизненные силы на переучивание и компромиссы.
Сейчас есть клиенты, есть запросы, есть рыночные требования — и все это помогает ускориться российским вендорам и создавать конкурентный продукт. Да, это сложный путь, но открывающий широкие перспективы. Вокруг вендоров выстраивается комьюнити, которое помогает двигать продукт вперед, добавлять новые возможности, полезные всему рынку, а не одному клиенту.
Кроме того, благодаря массовому внедрению отечественных BI-систем происходит снижение их стоимости, что дает дополнительные очки при сравнении с западным ПО.
Будущее рынка бизнес-аналитики
Market.CNews: CRM-системы предоставляют все больше аналитики о продажах, сделках, клиентах. BPM-системы дают аналитику о бизнес-процессах. IP-телефония — о звонках. И т.д. Не поглотят ли эти системы BI-решения? Останется ли место для BI? Зачем компаниям внедрять отдельное BI-решение?
Сергей Белостоцкий: BI-решения используются по-разному. Есть корпоративный вариант, когда информация из всех источников, какие бы они ни были — CRM, BPM, ERP и пр. — стекается в единый инструмент. И все в компании понимают, что есть единое окно с реальными правдивыми данными.
Разные офисы или подразделения в компании, заходя в эту систему, оказываются внутри единого информационного пространства. Это такой же корпоративный стандарт, как использование корпоративной почты или общего диска.
И есть локальное применение бизнес-аналитики. Это как раз относится к CRM или ERP, где аналитические дашборды встроены внутрь решений и анализируют только эти источники. Кто пользуется CRM? В основном, отдел продаж и маркетинга. А отделы закупок или логистики остаются «за бортом», так как используют свою систему аналитики и планирования. В итоге нет согласованности в данных, процессах и, как следствие, действиях. Но для решения своих небольших локальных задач такие варианты применения аналитики имеют право на жизнь.
Такой формат подходит на определенном уровне зрелости компаний, но с ростом, рано или поздно, бизнес переходит на централизованные BI-системы. У них больше возможностей, в том числе и в связке с другими продуктами. Мы это видим как единый организм: BPM — позвоночник, RPA — руки, BI — голова. И такое движение к экосистеме открывает серьезные перспективы для отечественного рынка BI.
Тем не менее у PIX Robotics есть вариант OEM партнерства, которое позволяет встраивать нашу аналитику внутрь определенных партнерских решений и поддерживать бизнес друг друга.