IBP

по запросу

Универсальная CPM/EPM

self-service платформа

DBaaS

От 3,98 руб./час

№1 в рейтинге DBaaS

SLA 99,95%, 152-ФЗ, PCI DSS

IaaS

от 249,95 руб.

Для любых задач

Оплата pay-as-you-go

IaaS

от 490руб./мес

VMware / ПО РФ

SLA 99,95% Pay-as-you-go

Корпоративные мессенджеры

от 250 руб/мес

Защищенная платформа

коммуникаций

Корпоративные мессенджеры

От 200 руб/мес

Передовое

решение

Low-code

от 667 руб.

Цифровая трансформация

с ELMA365

  • DBaaS

    От 3,98 руб./час

    №1 в рейтинге DBaaS

    SLA 99,95%, 152-ФЗ, PCI DSS

  • IaaS

    от 249,95 руб.

    Для любых задач

    Оплата pay-as-you-go

  • IaaS

    от 490руб./мес

    VMware / ПО РФ

    SLA 99,95% Pay-as-you-go

  • Корпоративные мессенджеры

    от 250 руб/мес

    Защищенная платформа

    коммуникаций

  • Корпоративные мессенджеры

    От 200 руб/мес

    Передовое

    решение

  • Low-code

    от 667 руб.

    Цифровая трансформация

    с ELMA365

  • IP-телефония

    от 0 руб.

    Продуманная связь

    для вашего бизнеса

  • BPM

    от 12 000 руб/год

    Цифровые процессы

    с комфортом для людей

  • Kubernetes

    От 5,95 руб / час

    №1 в рейтинге провайдеров

    SLA 99,98%, 152-ФЗ

IP-телефония

от 0 руб.

Продуманная связь

для вашего бизнеса

BPM

от 12 000 руб/год

Цифровые процессы

с комфортом для людей

Kubernetes

От 5,95 руб / час

№1 в рейтинге провайдеров

SLA 99,98%, 152-ФЗ

ВКС

от 250 руб/мес

Платформа корпоративных

коммуникаций

IaaS

По

Облако VMware/Брест

ФЗ-152, SLA 99,99%

HRM

от 8500 руб.

HCM-платформа

для автоматизации HR

Аварийное восстановление как сервис. Почему бизнесу выгоднее организовать его в облаке

Безопасность Бизнес Телеком Интернет Цифровизация ИТ в банках ИТ в госсекторе Ритейл Маркет

Спрос на услуги DRaaS (Disaster Recovery-as-a-Service) растет на протяжении последних лет. О том, почему заказчики все чаще предпочитают услугу из облака, рассказывает Николай Бутенко, директор частного облака Mail.ru Cloud Solutions.

Market.CNews: Совсем недавно произошла крупная катастрофа в дата-центрах европейского провайдера OVHcloud. Почему компания не смогла быстро восстановить работоспособность своих систем и допустила потерю данных клиентов? Какие уроки можно вынести из этой аварии?

Николай Бутенко: Классический принцип 3-2-1 предусматривает выполнение трех правил. Создать три копии, две из них — разместить на разных носителях и как минимум одну в географически удаленном дата-центре. В противном случае получится то, что получилось. Компания использовала несколько дата-центров, расположенных рядом, как DR для собственной инфраструктуры. Несколько из них было уничтожено пожаром. Если представить, что все системы компании были расположены в соседних дата-центрах, никакой сервис не мог бы спасти от физического уничтожения данных.

img800.png
Николай Бутенко, директор частного облака Mail.ru Cloud Solutions

«Второе плечо» должно располагаться не менее чем в 30 километрах от основных мощностей. Это поможет избежать любых катастроф — наводнений, пожаров, землетрясений и так далее.

К слову, существуют не только природные катаклизмы, но и политические обстоятельства. Если бы у небезызвестной американской соцсети было бы «плечо» в другой стране, она могла бы продолжить работу даже при отключении от основного провайдера.

При организации Disaster Recovery необходимо использовать как минимум два «плеча». Иногда имеет смысл и третье, но поддержка консистентности данных на трех разных площадках предполагает высокие операционные расходы. Конечно, теоретически можно развернуть сколько угодно резервных площадок, но это не имеет ни технического, ни экономического смысла.

Market.CNews: Почему компании сегодня предпочитают решать задачу обеспечения катастрофоустойчивости не в физической инфраструктуре, а в облаке?

Николай Бутенко: Катастрофоустойчивость на физической инфраструктуре предполагает создание полной копии ИТ-систем. Как правило, для восстановления дата-центра нужно иметь второй точно такой же дата-центр. Очевидно, это существенные затраты на закупку оборудования, настройку, обслуживание резервного ЦОДа. И если основная инфраструктура растет, расходы на резервную увеличиваются пропорционально. Далеко не все могут позволить себе подобные инвестиции в ИТ.

Появление облаков решило сразу несколько проблем. Во-первых, больше не нужно проводить закупку и настройку оборудования. Во-вторых, вопрос обслуживания резервной инфраструктуры перешел под ответственность облачного провайдера. Для задач аварийного восстановления облако оказалось быстрым, и зачастую более надежным вариантом с гибкой системой оплаты.

В России предложение Disaster Recovery в облаке начало формироваться около пяти лет назад. Тогда бизнес начал использовать в качестве «второго плеча» мощности IaaS и хостинг-провайдеров. Проблема «железа» была решена, но организация аварийного восстановления по-прежнему была на стороне компании. Окончательно переложить на провайдера вопросы аварийного восстановления заказчики смогли только с появлением DRaaS.

Market.CNews: Какие варианты реализации DR предлагает Mail.ru Cloud Solutions?

Николай Бутенко: Если говорить об аварийном восстановлении как услуги (DRaaS), в Mail.ru Cloud Solutions есть два варианта реализации. Во-первых, это полностью управляемый сервис — аварийное восстановление «под ключ». Проработку DRP, сценариев восстановления, миграцию виртуальных машин проводят наши партнеры. При этом подходе заказчику нужно определить параметры RPO и RTO, все остальное, в том числе обслуживание и обеспечение SLA, переходит под нашу ответственность.

Во-вторых, в Mail.ru Cloud Solutions есть возможность самостоятельно реализовать DRaaS с помощью интегрированных в наше облако партнерских решений. В данном случае заказчик может в удобном интерфейсе настроить необходимые параметры, а под нашу ответственность переходит поддержка работоспособности резервной инфраструктуры и корректность работы DR.

Возможны и другие варианты аварийного восстановления через нашу платформу. Например, с помощью инструментов резервного копирования Acronis. Или использование наших IaaS-сервисов в качестве резервной площадки. Но тут речь не столько об услуге, сколько об использовании нашей виртуальной инфраструктуры для нужд аварийного восстановления.

Market.CNews: В чем главные преимущества DRaaS?

Николай Бутенко: Основная ценность DRaaS варьируется в зависимости от размера компании. Например, малый и средний бизнес как правило не имеет ресурсов — финансовых или технических — для реализации аварийного восстановления своими силами. Но это не исключает потребности в катастрофоустойчивости ИТ-инфраструктуры. DRaaS в данном случае позволяет получить сервис Enterprise-уровня без неподъемных инвестиций.

Крупные компании с помощью DRaaS получают доступ к экспертизе поставщика услуги и получают гарантии, что все будет работать. Договоренности фиксируются в соглашении SLA, и компания получает компенсацию, когда что-то идет не так. Если же компания своими силами организовывает DR, отвечать за неудавшееся восстановление будет ИТ-отдел. Также DRaaS позволяет не раздувать штат — ИТ-специалисты, обслуживание систем, техническая поддержка.

В случае с электронной коммерцией и другим бизнесом с сезонными всплесками пользовательской активности, особенно актуально разворачивать «второе плечо» в облаке. Автомасштабирование в облаке помогает без лишних нервов пережить массовые акции вроде «киберпонедельника» или «черной пятницы». Оговорюсь, что автомасштабирование не является DRaaS в его классическом понимании. Но облако можно использовать в том числе и для подобных задач.

Market.CNews: Какие компании наиболее активно используют DRaaS?

Николай Бутенко: За услугой чаще всего обращаются компании, для которых критически важно обеспечить катастрофоустойчивость инфраструктуры, и при этом ИТ — это не основной род деятельности. В качестве примера можно привести игроков топливно-энергетического сектора. Как правило, ИТ в таких компаниях выполняют важную, но прежде всего поддерживающую функцию. DRaaS позволяет быстро и с меньшими затратами обезопасить бизнес от непредвиденных обстоятельств.

Отдельно стоит отметить малый и средний бизнес. Запускать большой проект своими силами — дорого, рискованно и часто нецелесообразно, когда есть альтернатива в виде сервиса «под ключ».

Market.CNews: Возможно ли использовать частное облако для задач Disaster Recovery?

Николай Бутенко: Безусловно. При наличии нескольких дата-центров компания может использовать частное облако как «второе плечо» или выбрать гибридную реализацию DR. Такую модель, к примеру, используют некоторые облачные провайдеры. Однако в данном случае не всегда можно говорить о DRaaS, так как частное облако находится во внутреннем периметре компании и провайдер услуги не имеет к нему доступа.

Короткая ссылка