ROOMY bots RPA — комплекс для автоматизации процессов с помощью роботов
Понимая потребности своих клиентов, компания CSBI поставила своей целью разработать RPA-систему, которая будет не просто решать текущие задачи бизнеса, а станет инструментом по-настоящему рациональной роботизации. Следующая веха — автоматизация самого процесса роботизации. Впрочем, в RPA ROOMY bots и эта задача отчасти уже решена. Подробнее о ней расскажет Алексей Быстров, директор по развитию RPA CSBI.
Компания CSBI приступила к разработке собственной RPA-системы в середине 2019 г. Мы понимали перспективность направления и хорошо представляли себе тенденции на рынке RPA-платформ. Для реализации проекта выделили сильную команду, и менее чем за полгода наш продукт — ROOMY bots — обрел функциональность, сопоставимую с мировыми RPA-вендорами.
Структура комплекса выполнена в привычном для пользователей RPA виде:
- студия — среда для разработки сценариев;
- роботы, непосредственно выполняющие работу;
- оркестратор — приложение для администрирования этих виртуальных сотрудников.
Основной акцент при разработке RPA ROOMY bots ставился на удобство использования платформы. Именно поэтому была выбрана концепция разработки скриптов Робота в стиле No Code — создание робота действительно не требует знаний программирования даже на этапе настройки сложных сценариев.
Также при разработке архитектуры платформы ROOMY было принято решение, что ROOMY bots должен сочетать в себе следующие концептуальные парадигмы:
- Кроссплатформенность. ROOMY должен работать не только под Windows, но и под Linux, а также под управлением других операционных систем;
- Наличие функциональных гибких парсеров приложений из Студии и через плагины в Браузерах для реализации непрерывных бизнес-процессов;
- Поддержку внешнего API для сторонних систем, а также возможность подключения своих самописных внешних библиотек в виде команд Студии.
Подробно о внедрении RPA: какие проблемы возникают и как их решать
Решившись на внедрение RPA, почти на всех этапах работы бизнес-заказчики сталкиваются с рядом проблем. Они начинаются на этапе целеполагания, продолжаются на этапе администрирования робота и сопровождаются боязнью, что робот сделает что-либо не то. Разберемся в каждой из них подробнее.
Итак, какие цели ставят компании, когда говорят о внедрении RPA? В первую очередь, это оптимизация затрат и ускорение процессов. Рассмотрим процесс поиска сотрудников и предположим, что при обычном подходе на сбор необходимых резюме требуется один человеко-день. С учетом первичных звонков кандидатам и согласования времени собеседований задача растягивается на 1 месяц. Такой темп в современных условиях недопустим, и возможная цель компании — сократить период поиска кандидата до 30 минут.
Однако на пути к достижению этих целей существует большое количество барьеров. Эти препятствия в отношении RPA-технологий можно найти практически в каждой компании:
- нет четкого понимания, какие процессы можно роботизировать,
- нет уверенности, что внедрение RPA будет эффективным,
- некому заниматься настройкой и управлением RPA внутри компании.
Первый пункт особенно актуален, поскольку при внедрении RPA огромные усилия тратятся не на само внедрение, а на подготовительный этап — идентификацию, описание и выбор тех процессов, которые нужно роботизировать.
Как показывает практика, небольшие и средние компании (сегмент СМБ) подготовлены несколько хуже: в них чаще встречается выполнение задач «кто как может» без четкого алгоритма. В крупных компаниях многие процессы уже расписаны и структурированы, а руководители департаментов уже давно определили приоритетные к роботизации процессы.
Как правило, они начинают роботизацию с крупных центров обслуживания, в которых можно быстро увидеть эффект от внедрения RPA. Но если углубиться, оказывается, что это только видимая часть айсберга. Значительная часть процессов остается вне зоны внимания бизнес-пользователей.
Как тогда их обнаружить? Как в бизнесе компании найти те скрытые процессы, которые обеспечат не менее солидный эффект при их роботизации?
Пожалуй, этот вопрос должен стоять во главе угла еще на этапе выбора поставщика PRA-системы. Дело в том, что сегодня возможно автоматическое выявление перспективных к роботизации процессов. Но далеко не каждый поставщик RPA-систем способен похвастаться таким функционалом. И если начать роботизироваться на платформе без автоматического выявления перспективных к роботизации процессов, то перейти на полпути на другого вендора крайне сложно.
Как автоматически найти процессы для роботизации
Итак, автоматизированное выявление таких процессов — это то, что сейчас отсутствует в решениях большинства поставщиков, и это одно из ключевых преимуществ ROOMY bots от компании CSBI.
Как мы реализовали такой функционал? Мы создали и продолжаем обучать собственную нейронную сеть, благодаря которой удалось создать модуль Process Discovery — интеллектуальный поиск процессов для роботизации, столь необходимый при внедрении RPA-технологий.
Алгоритм сканирует действия пользователя, анализирует их и, таким образом, понимает:
- работа в каких системах и приложениях занимает большую часть времени у сотрудника,
- какие действия и рутинные операции повторяются чаще всего,
- и самое главное — какие участки процесса наиболее подходят для автоматизации.
Далее система сама предложит сценарий роботизации для выбранного участка: остается только запустить робота. Принцип работы данного алгоритма следующий:
- Специализированные сервисы-агенты собирают массив данных обо всех действиях и шагах, которые сотрудник производит при выполнении задач на рабочих станциях.
- По специальных алгоритмам собранные данные классифицируются и структурируются в базе данных.
- Предобученная нейронная сеть определяет участки процессов с наибольшим потенциалом роботизации.
- Выполняется визуализация данных через специализированный функционал Веб-приложения. Все выявленные данные представляются пользователю в виде дашборда.
- Система формирует скрипт для дальнейшей роботизации процесса.
- Система рассчитывает экономическую эффективность по выбранным процессам.
- Все собранные данные остаются (в том числе и скриншоты активности пользователя), их можно использовать для других задач — анализ активности пользователей, расчета трудозатрат и т.п.
Благодаря такому анализу пользователи ROOMY bots могут не только видеть всю свою рутину «как на ладони», но и гораздо точнее и эффективнее смогут применять технологии роботизации.
Использование Process Discovery перед внедрением RPA мы считаем обязательным. Такой подход к роботизации является очень рациональным, ведь уникальность модуля Process Finder состоит в том, что вы без привлечения аналитиков уже на первом этапе сможете определить рутинные, многократно повторяющиеся операции, которые выполняют ваши сотрудники.
Только после сбора данных имеет смысл привлекать аналитиков и делать окончательные выводы, какие именно процессы есть смысл роботизировать. Безусловно, это не «волшебная таблетка», которая все сделает за вас. Но это инструмент, который без преувеличения позволяет в десятки раз сократить время и усилия, необходимые для привлечения специалистов со стороны и подключения внутренних ресурсов компании.
Взгляд в будущее: робот как сервис (RaaS)
В настоящее время мы прекрасно понимаем осторожность пользователей в отношении RPA: роботизировать все процессы в организации нельзя (да и не нужно), и далеко не все организации имеют возможности для внедрения этих технологий.
Но мы смотрим на рынок шире. Именно поэтому мы не только создали полнофункциональное решение по роботизации, но и запустили ряд цифровых сервисов, реализующих концепцию «Robotic-as-a-Service» (RaaS, робот как сервис). На зарубежных рынках такие решения сейчас в тренде. Стараемся не отставать и мы, но сохраняя ориентацию в первую очередь на потребности российского рынка.
Роботизированные сервисы позволяют нашим клиентам получать результат работы робота без внедрения RPA непосредственно у себя в компании. Уже сегодня мы предоставляем сервисы по парсингу данных с различных источников, наши роботы формируют реестры и обрабатывают файлы, распознают сканы неструктурированных документов и извлекают необходимую клиентам информацию.
Мы ищем банкротов, регистрируем запросы и получаем информацию о собственниках недвижимости, массово определяем номера ИНН. Наши клиенты получают результат — например, собранные и обработанные данные. И все это в десятки раз быстрее ручного труда и без ошибок.
Вызов, который мы сделали сами себе — продвинуть российское RPA-решение на новый уровень развития. И, пожалуй, с этой задачей мы справляемся. Ознакомиться с ROOMY bots и заказать тестовую версию можно по ссылке.
---
CSBI (АО «Компьютерные системы для бизнеса») — российский разработчик ИТ-решений для коммерческого и государственного сектора. Компания работает в сфере автоматизации бизнес-процессов с 1993 г. и за прошедшие 27 лет успешно реализовала сотни проектов.
Область применения продуктов CSBI не ограничена: решения обладают гибкостью, позволяющей удовлетворять требованиям различных сфер деятельности, и одинаково успешно внедряются как в финансах, так и в страховании, ритейле, недвижимости, медицинских учреждениях, телекоммуникационных компаниях, транспортной и других сферах.