Облачные сервисы: история появления, виды, динамика рынка. Подробный обзор
Облачные технологии стремительно ворвались в нашу жизнь, и за 10 с небольшим лет радикально перекроили технологический ландшафт. Рост потребления облачных услуг растет год от года двузначными темпами, и эти темпы сохранятся на ближайшие 3–5 лет. Для поиска поставщиков облачных услуг на портале CNews запущен первый в России ИТ-маркетплейс Market.CNews.
Что такое облако
Понятие «облако» применительно к инфокоммуникационным технологиям начало активно фигурировать на рынке в 2006 г. (хотя его истоки некоторые исследователи прослеживают вплоть до 60-х годов ХХ века). Именно тогда компания Amazon предложила клиентам новый сервис Elastic Computing Cloud, а глава Google Эрик Шмидт в одном из своих выступлений использовал термины Cloud и Cloud Computing. На тот момент концепция не имела однозначного определения и трактовалась в широких пределах, охватывая большой массив различных типов вычислительных систем, предоставляющих удаленный совместный доступ к ИТ-ресурсам по требованию.
С тех пор определение этой концепции многократно уточнялось. Так, в 2011 г. Национальный Институт стандартов и технологий NIST (National Institute of Standards and Technology, USA) в своем документе «The NIST Definition of Cloud Computing» конкретизировал данное понятие.
Согласно определению NIST, «Облачные вычисления — это модель для обеспечения повсеместного, удобного сетевого доступа по требованию к общему пулу настраиваемых вычислительных ресурсов (серверов, систем хранения данных, сетей, приложений, услуг), которые могут быть быстро предоставлены и запущены с минимальными усилиями по управлению или взаимодействие с поставщиком сервиса».
Также в документе уточняется, какими именно характеристиками должно обладать облако. В числе основных названы такие факторы, как: обеспечение высокой степени автоматизации процесса самообслуживания (On-demand self-service); широкополосный сетевой доступ (Broad Network Access); оперативная и условно неограниченная масштабируемость вычислительных ресурсов (Rapid elasticity), их объем может как наращиваться, так и сокращаться без каких-либо дополнительных сложностей; эффективное объединение и распределение ресурсов (Resource pooling); высокая управляемость системы и измеряемость всех параметров сервиса (Measured service).
Более короткое и не столь формальное определение дает компания Gartner, по версии которой: «Облачные вычисления — это стиль вычислений, в котором масштабируемые и гибкие ИТ-ресурсы предоставляются по модели как услуга с использованием интернет-технологий».
Типы облаков
Облака бывают трех типов: публичные (Public Cloud), частные (Private Cloud) и гибридные (Hybrid Cloud).
Публичное облако — это модель использования ИТ-ресурсов, при которой доступ к вычислительной инфраструктуре представляется через интернет неограниченному количеству независимых клиентов. Владельцем всех аппаратных и системных программных ресурсов является компания-оператор. Пользователи платят только за использованное машинное время и дисковые ресурсы. В рамках выделенных ресурсов, каждый из них может размещать и удалять свои данные и устанавливать и деинсталлировать прикладное ПО. Выделение ресурсов оператором происходит динамически — в автоматическом режиме, либо по заявке заказчика.
Частное облако работает по схожему принципу с той разницей, что вся вычислительная и системная инфраструктура принадлежит одной компании. При этом «физическая» часть облака (серверы, СХД, сетевое оборудование) может размещаться как в собственном ЦОДе организации, так и в в машинном зале арендованного (полностью или частично) дата-центра.
Гибридное облако представляет собой симбиоз двух первых концепций и объединяет в своем составе как частные, так и публичные облака.
Общая схема построения гибридного облака
Источник: «Ростелеком»
Виды облачных сервисов
Облачные сервисы распределяются бывают трех типов:
- «Инфраструктура как услуга» — IaaS (Infrastructure as a Service),
- «Платформа как услуга» — PaaS (Platform as a Service),
- «Программное обеспечение как услуга» — SaaS (Software as a Service).
IaaS предполагает высокую степень виртуализации аппаратных ресурсов и предоставление клиентам виртуальных машин по требованию. Основными характеристикам, которыми в данном случае оперирует заказчик, являются количество и тактовая частота виртуальных процессорных ядер, объем оперативной памяти и дискового пространства. Стоимость сервиса зависит от показателей требуемой вычислительной мощности и продолжительности пользования облачными ресурсами. Отдельно может взиматься плата за дополнительные дисковые ресурсы и вспомогательные сервисы. Количество ИТ-ресурсов может как наращиваться, так и сокращаться в любой момент по требованию клиента.
PaaS подразумевает, что вместе с виртуальными вычислительными ресурсами заказчик получает также программную среду, включающую операционную систему, ПО промежуточного уровня (middleware), инструменты для разработки и тестирования ПО (Frameworks), а также систему управления базами данных (СУБД).
SaaS обеспечивает пользование конкретным программным продуктом (CRM-системой, офисными приложениями, бухгалтерским сервисом и т.д.) по модели «как услуга». При этом сам программный продукт развернут на физических мощностях оператора и не требует локальной установки у пользователя. В свою очередь, клиент не имеет доступа к вычислительной или системной инфраструктуре и оплачивает только время пользования программным обеспечением или стоимость лицензии.
Для поиска поставщиков облачных услуг CNews запустил первый в России маркетплейс Market.CNews, где собрано более 2000 тарифов по таким услугам как IaaS, VPS/VDS, Dedicated, Colocation.
Различие между различными видами облачных услуг: за что отвечает клиент за что — провайдер
Все многообразие облачных сервисов укладывается в три вышеописанные модели, тем не менее, существует и более глубокое деление, с конкретизацией видов услуг. Их перечень постоянно расширяется по мере появления новых типов сервисов. Такая ситуация даже породила термин EaaS (Everything as a Service) или XaaS — «Все как сервис».
Примеры облачных сервисов и их расшифровка
Название услуги (англ.) | Название услуги (рус.) | Описание |
---|---|---|
Disk as a Service (DaaS) | Диск как услуга | Предоставление облачного хранилища фиксированного или условно неограниченного объема для хранения пользовательских или корпоративных данных |
Business Process as a Service (BPaaS) | Бизнес-процесс как услуга | Комплексная автоматизация бизнес-процессов предприятия с помощью облачных сервисов |
Storage as a Service | СХД как услуга | Система хранения данных или сеть хранения данных (SAN), развернутая в облаке. Отличается от DaaS, в частности, более широким набором возможностей по работе с данными (сжатие, дедупликация, создание мгновенных снимков и т.д.) |
Security as a Service (SECaaS) | Кибербезопасность как услуга | Защита ИТ-инфраструктуры заказчика из облака. |
Backup as a Service (BaaS) | Восстановление данных как услуга | Особый вариант облачной СХД или облачного диска, предназначенный для хранения резервных копии данных с возможностью максимально быстрого их восстановления в случае сбоя основной ИТ-системы зкакзчика |
Recovery as a Service (RaaS) | Аварийное восстановление как услуга | Сервис создает полную виртуальную резервную копию ИТ-инфраструктуры клиента. В случае серьезной аварии или сбоя основной системы, ее восстановление происходит в облаке провайдера |
Logging as a Service (LaaS) | Журналирование как услуга | Фиксация и хранение информации о любых действиях, происходящие с важными данными. Все изменения записываются в лог-файлы и хранятся в облаке |
Virtual PBX as a Service | Виртуальная АТС как услуга | Предоставление в аренду услуг облачной АТС |
Unified Communications as a Service (UCaaS) | Унифицированные коммуникации как услуга | Предоставление в аренду системы Unified Communications, развернутой в облаке провайдера |
Video Conferencing as a Service (VCaaS) | Видеоконференцсвязь как услуга | Предоставление в аренду системы ВКС развернутой в облаке провайдера |
Document Automation as a Service (DAaaS) | Электронный документооборот как услуга | Предоставление в аренду систем электронного документооборота, развернутых в облаке провайдера |
CCTV as a Service | Охранное видеонаблюдение как услуга | Сервис, развернутый в облаке провайдера, предоставляющий функциональные возможности сетевого видеорегистратора, а также позволяющий осуществлять управления камерами наблюдения и видеоархивом. |
Accountancy as a Service (AaaS) | Бухгалтерский учет как услуга | Предоставление в аренду ресурсов программной платформы для бухгалтерского учета, развернутой в облаке провайдера |
Inventory Accounting as a Service (IAaaS) | Складской учет как услуга | Предоставление в аренду программных сервисов складского учета, развернутых в облаке провайдера |
Workplace as a Service (WaaS) | Рабочее место как услуга | Разворачивание виртуальной ИТ-инфраструктуры для организации рабочих мест сотрудников облаке. Может включать как сугубо вычислительные ресурсы, так и программные компоненты |
Мировой рынок облачных сервисов
Мировой рынок облачных сервисов растет с момента своего появления. По данным Gartner, его общий объем в 2018 г. достиг $182,4 млрд. По итогам 2019 г. ожидается, что эта цифра вырастет еще на 17,5% и составит $214,3 млрд.
Динамика мирового рынка облачных сервисов
Источник: Gartner, 2019
Наибольший объем продаж в 2018 г., по данным Gartner, приходится на SaaS — $80 млрд. К 2022 г. он, по прогнозам, должен вырасти до $143,7 млрд. Вторую позицию занимает класс сервисов BPaaS, на который в 2018 г. пришлось $45,8 млрд. IaaS — на третьем месте с объемом $30,5 млрд, далее идут PaaS ($15,6 млрд) и SECaaS ($10,5 млрд).
Объем мирового рынка облачных сервисов в 2017–2022 годах ($ млрд)
Тип сервиса/год | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 |
---|---|---|---|---|---|---|
SaaS (Software as a Service) | 60,2 | 80 | 94,8 | 110,5 | 126,7 | 143,7 |
BPaaS (Business process as a Service) | 42,6 | 45,8 | 49,3 | 53,1 | 57 | 61,1 |
IaaS (Infrastructure as a Service) | 30 | 30,5 | 38,9 | 49,1 | 61,9 | 76,6 |
PaaS (Platform as a Service) | 11,9 | 15,6 | 19 | 23 | 27,5 | 31,8 |
SECaaS (Security as a Service) | 8,7 | 10,5 | 12,2 | 14,1 | 16 | 17,9 |
Всего | 153,2 | 182,4 | 214,3 | 249,8 | 289,1 | 331,2 |
Источник: Gartner, 2019
По данным IDC, основными потребителями облачных услуг в мире по итогам 2018 года являлись такие сферы как здравоохранение ($12,1 млрд), госсектор ($8,4 млрд), финансовые организации ($7,3 млрд), ритейл ($6,1 млрд), производственные предприятия ($3,6 млрд).
Лидеры и нишевые игроки рынка IaaS
Источник: Gartner, 2019
Лидером мирового рынка публичных облачных сервисов является Amazon Web Services (AWS). По данным Canalys, в 2018 г. общий объем продаж этой компании достиг $25,4 млрд. На втором месте — Microsoft Aure с показателем $13,5 млрд, третье место мирового рейтинга принадлежит Google Cloud — $6,8 млрд. Alibaba и IBM заработали на облаках примерно по $3 млрд каждая. Эти же компании отмечает Gartner в своем магическом квадранте.