Как проверить безопасность почтовых сервисов: изучаем несколько критериев
Современные почтовые сервисы делают все возможное для защиты своих пользователей от различных кибератак и злоумышленников. Но не все. Ниже рассмотрены критерии, которые есть далеко не у всех вендоров.
Базовые методы обеспечения безопасности
Все данные, передаваемые между клиентом и сервером, шифруются с использованием современных алгоритмов шифрования, таких как AES (Advanced Encryption Standard) или RSA (Rivest Shamir Adleman). Это делает невозможным перехват и чтение данных третьими лицами.
В частности, Transport Layer Security (TLS) — криптографический протокол, который обеспечивает безопасную связь через интернет; широко используется в почтовых сервисах для защиты передачи данных между клиентом и сервером.
TLS обеспечивает шифрование всего трафика между клиентом и сервером, защищая данные от перехвата и подслушивания и включает механизмы для проверки целостности данных, что гарантирует, что данные не были изменены или подделаны во время передачи. Используя цифровые сертификаты, TLS позволяет клиентам убедиться в подлинности сервера, к которому они подключаются.
Двухфакторная аутентификация (2FA) добавляет дополнительный уровень защиты к учетной записи пользователя. При попытке входа в аккаунт пользователь получает SMS с кодом подтверждения на свой мобильный телефон или использует специальное приложение для генерации одноразового пароля. Без этого кода вход в аккаунт невозможен.
Практически все почтовые сервисы предоставляют встроенную антивирусную защиту, которая сканирует входящие сообщения и файлы на наличие вредоносного ПО. Если обнаруживаются подозрительные объекты, они блокируются или удаляются.
Здесь же отметим и спам-фильтры. Они способны эффективно отсеивать большую часть нежелательной почты, предотвращая попадание спама в ваш ящик. Некоторые почтовые провайдеры также предлагают функции автоматического обучения фильтров, чтобы они могли адаптироваться под предпочтения каждого пользователя.
Модель разделения прав администраторов
В системах управления правами доступа в почтовых решениях используется модель разделения прав администраторов. Она подразумевает распределение ролей и полномочий среди различных групп администраторов, что позволяет контролировать доступ к различным функциям и данным.
Среди ролей можно выделить:
- Администратор почтовой системы (Mail Administrator) управляет всей системой электронной почты. Он отвечает за настройку и администрирование почтового сервера, управление учетными записями пользователей, создание и управление почтовыми правилами, настройку политик безопасности и многое другое.
- Системный администратор (System Administrator) занимается управлением и поддержкой серверов и сетевой инфраструктуры, на которых работает почтовая система.
- Технический специалист (Специалист техподдержки) предоставляет техническую поддержку пользователям и другим администраторам.
- Специалист по ИТ-безопасности отвечает за контроль и мониторинг безопасности почтовой инфраструктуры, внедрение политик информационной безопасности, мониторинг активности пользователей и отслеживание возможных угроз.
Сводные журналы событий со всех узлов кластерного решения
В контексте кластерного решения сводные журналы позволяют централизованно собирать информацию обо всех событиях, происходящих на каждом узле кластера.
Сбор данных осуществляется с помощью специальных инструментов мониторинга. В результате удается централизовать логи со всех узлов кластера и предоставлять интерфейсы для анализа и поиска событий.
Сводные журналы обеспечивают централизованный мониторинг и анализ работы системы, позволяя оперативно реагировать на критические события и предотвращать потенциальные сбои. Они способствуют автоматизации процессов, улучшению надежности и предоставлению глубоких аналитических данных для прогнозирования будущих тенденций.
Аудит действий администраторов
Аудит подразумевает проверку и анализ действий, выполненных администраторами системы и направлен на обеспечение целостности, безопасности и соответствия нормативным требованиям. Должен проводиться регулярно и на основе заранее установленных планов и процедур.
Аудит включает мониторинг и регистрацию всех действий администратора, инспекционные проверки, документирование процедур, анализ журналов событий, реакцию на нарушения, образование и обучение, а также периодический внешний аудит.
Основная цель — контроль над действиями администраторов, предупреждение мошенничества и злоупотреблений, оценка рисков и уязвимостей, а также подтверждение соответствия стандартам. Результаты аудита используются для подготовки рекомендаций по улучшению безопасности и отслеживания прогресса в их реализации.
Журналы событий в графическом интерфейсе
Наличие журналов в графическом интерфейсе в руках администратора почтового сервиса помогает быстрее понимать тенденции и аномалии в работе системы. Интерфейс позволяет легко фильтровать и искать нужные события по различным параметрам, таким как дата, тип события, источник и т.д.
Некоторые графические интерфейсы могут интегрироваться с системами автоматической диагностики и реагирования на инциденты, что ускоряет процесс устранения неполадок.
Заключение
Безопасность почтовых сервисов является критически важным аспектом в современной цифровой среде. И здесь важен комплексный подход, который сможет обеспечить надежность, соответствие нормативным требованиям и высокую производительность, создавая при этом благоприятные условия для безопасного обмена информацией