Никита Лашин, Планум: Финансовый директор должен стать трекером для компании, но для этого ему нужен подходящий инструмент
Автоматизация процессов планирования и аналитики бизнеса – задача достаточно сложная. У каждой компании настолько разные методики и подходы, что найти “универсальную кнопку” практически невозможно. О будущем систем для бизнес-планирования и существующих решениях поговорим с Никитой Лашиным, управляющим партнером проекта Планум.
Market.CNews: Зачем компаниям планирование бизнеса, как они подходят к организации этого процесса? С какими сложностями сталкиваются, и как их решают?
Никита Лашин: Бизнес-план для компаний - это ориентир того результата, который компания хочет видеть через год или на какой-то другой отрезок времени: это может быть и что-то долгосрочное, как стратегия на 3-5 лет, так и что-то более оперативное, на месяц или квартал. От того насколько точно будет сформирован этот план зависит, насколько успешно компания будет двигаться к цели.
Бюджет – это стоимостное выражение планов компании. Он завязан на множество параметров, как, например, курс валют, стоимость сырья, либо стоимость каких-то базовых продуктов. От отрасли к отрасли эти параметры могут отличаться.
Компании формируют планы в несколько этапов: все начинается с плана продаж, потом плана производства, затем подключаются прочие бюджеты доходов и расходов. Часто, в связи с изменениями внешних факторов, планы и бюджеты требуют коррекции.
Как можно увидеть, планирование - сложный и многослойный процесс, который требует увязывания информации от большого количества людей, участников этого процесса. Это могут быть стратеги, которые задают какие-то общие целевые макропараметры, отдел продаж, отдел производства, склад и многие другие.
Чтобы система работала гладко, и любой процесс можно было посмотреть с разных сторон, требуется хорошо продуманная архитектура соответствующего бизнес-приложения. В рамках крупных компаний с разветвленной структурой сбыта финансовые департаменты, несмотря на большое количество средств автоматизации, предпочитают оставаться в своих Excel-моделях, поскольку только там они могут рассмотреть работу всех подразделений в максимальном приближении к реальности.
Многие мучаются, но продолжают оставаться там.
Market.CNews: Что вы предлагаете компаниям для повышения эффективности процесса планирования?
Никита Лашин: Понимая все опасения клиентов и их трудности, наша команда предлагает рынку продукт собственной разработки, платформу для корпоративного планирования и бюджетирования Планум.
Планум – решение, созданное на базе OLAP-кубов, которое позволяет добавлять практически любое количество необходимых аналитик (до 50) в куб. Это обеспечивает максимальную прослеживаемость данных при расчете финальных показателей. На данный момент пользователи могут взаимодействовать с Планум через интерфейс Microsoft Excel, а это дает практически бесшовную миграцию с существующих в компании файлов в систему.
Кроме того, для конечного пользователя Планум является zero-code системой, то есть пользователи при наличии ресурсов могут самостоятельно настроить процесс планирования в системе в том формате, который отвечает требованиям бизнеса.
Планум обеспечивает простую консолидацию данных от разных участников процесса, а также поддерживает полную интеграцию с такими важными бизнес-системами как 1С.
Планум позволяет настроить анализ и планирования всего бизнеса в рамках одной системы, что значительно упрощает жизнь сотрудникам. Например, если технические операции по сбору бюджета, по нашей статистике, у компаний без автоматизации занимают порядка 16 часов, то Планум сокращает это время до 2 часов с проверкой и анализом.
Market.CNews: В чем преимущества системы? На кого она ориентирована?
Никита Лашин: Система ориентирована на компании, которые работают с большой номенклатурой продукции и услуг. В основном это средний и крупный бизнес, при этом Планум подходит для компаний любой отрасли, Среди наших клиентов - компании из ритейла, строительства, агробизнеса, FMCG, горной добычи и других отраслей.
Особенно эффективно система показывает свои возможности в компаниях, где справочники продукции, услуг, статей доходов или затрат очень динамичные и, например, меняются достаточно часто. Благодаря инструментам централизации данных достаточно внести изменения в главной директории со справочниками или формулами, и изменения сразу распространятся на все связанные отчеты и вычисления.
Например, наше решение уже применялось для ряда компаний с коэффициентом роста ~50% в год за счет органических и инвестиционных факторов. В таких организациях основной проблемой становится быстрое изменение бизнес-процессов. Процесс внедрения системы не успевает за изменениями, которые происходят в бизнесе, при этом компании все равно нуждаются в инструменте, который позволит сделать бизнес прозрачным. Именно в таких случаях Планум полностью сможет покрыть запрос компании и меняться синхронно с ней.
Система контролирует корректность ввода данных пользователями, и если пользователь делает ошибку, то система выдаст предупреждение и не позволит отправить некорректные данные на сервер. Кроме того, система создает резервные копии данных и записывает все изменения, произведенные пользователями. Это помогает защитить данные компании от человеческих ошибок.
Market.CNews: Расскажите об опыте внедрения, и как давно вы существуете? Какие у вас планы развития?
Никита Лашин: Опыт нашей команды превышает 10 лет в сфере автоматизации процессов корпоративного планирования и бюджетирования. Ранее наша команда занималась автоматизацией на базе программного обеспечения уровня IBM Planning Analytics (ранее Cognos TM1), Oracle Hyperion, Anaplan.
Солидный опыт внедрения такого крупного программного обеспечения позволил нашей команде увидеть те белые пятна, которые невозможно покрыть за счет существующей архитектуры указанных систем. Поэтому наша компания уже как год выпустила на рынок новую платформу для планирования и бюджетирования Планум. Первые прототипы появились уже в 2016 году, сейчас продукт оформлен полностью в готовое решение. Начиная с 2021 года, мы активно внедряем Планум, общаемся с клиентами и партнерами и постоянно совершенствуем платформу.
Мы не ограничиваемся внедрениями в процессы финансового департамента, поскольку система способна показывать эффективность и при планировании и аналитики других корпоративных процессов, как HR, маркетинг, производство, продажи и складское хранение.
В ближайшей перспективе наша цель - внедрение технологии искусственного интеллекта в аналитику данных.
■ erid:LjN8KFrVBРекламодатель: ООО «ПЛАНОМЕТРИКА»ИНН/ОГРН: 7751254386/1237700328690Сайт: https://plan-platform.ru/