Рейтинг CRM-систем 2023. Карта рынка
В 2023 году рейтинг CRM-систем разделен на 2 части: для крупных клиентов уровня Enterprise и для среднего и малого бизнеса (СМБ). Для решений уровня Enterprise дано краткое описание без формирования рейтинга как такового. Для сегмента СМБ рейтинг представлен в традиционном виде.
CRM-системы - один из базовых видов программного обеспечения для бизнеса. Для малого бизнеса это своеобразная книга клиентов и контактов с историей сделок. Для среднего и крупного бизнеса функционал CRM гораздо более широк и находится на стыке ERP-систем для управления предприятием и BPM-систем для управления бизнес-процессами. Кроме того, важное значение приобретают возможности по интеграции с другими видами ПО и установке решения в ИТ-контуре компании.
Одним из ключевых вызовов последних лет является импортозамещение западных CRM-систем российскими аналогами. Особенно остро данная проблема стоит перед крупным бизнесом. Именно поэтому в рейтинге CRM-систем 2023, подготовленном ИТ-маркетплейсом Market.CNews, решения разделены на два блока в зависимости от масштаба внедрений.
Решения уровня Enterprise на замену Oracle Siebel CRM, SAP CRM, Salesforce и Microsoft Dynamics
T1 CRM — модульная платформа для автоматизации продаж, маркетинга и клиентского сервиса. Решение обеспечивает гибкую автоматизацию ключевых бизнес-процессов. Позволяет автоматизировать программы лояльности, работать с финансовыми показателями компании для формирования управленческой отчетности и выстраивать автоматизированную стратегию взыскания задолженностей. T1 CRM построена на базе микросервисной архитектуры, что существенно упрощает эксплуатацию и обновление платформы и ее компонентов.
Среди преимуществ стоит выделить омниканальность и Low-code-подход. Омниканальность обеспечивает объединение и контроль данных, получаемых из разных каналов коммуникаций: сайт, мессенджеры, телефон, почта и др.
Инструментарий low-code позволяет создавать корпоративные приложения непосредственно в браузере без привлечения программистов и проводить самостоятельную настройку системы в целом.
Решение T1 CRM — это полностью российская разработка, соответствует требованиям импортозамещения и зарегистрировано в «Едином реестре российских программ для ЭВМ и БД» c 27 июля 2021 г.
ELMA365 CRM — это CRM-система на базе Low-сode-платформы для управления бизнес‑процессами в сфере продаж. Пользователям доступна не только CRM-система как таковая, но и мощный BPM-модуль для управления бизнес-процессами, система электронного документооборота и ряд других решений. Для конфигурирования новых приложений и их прототипов (MVP) может быть задействован low-code-инструментарий. Есть интеграции с 1С, SAP, телефонией, мессенджерами, почтой с помощью готовых коннекторов или любыми другими системами через функциональный API.
1С:CRM интегрируется с ERP-системами фирмы "1С", расширяя возможности вашей бизнес-платформы. Позволяет загружать лиды из различных источников, анализировать их эффективность, описывать карты маршрутов и процессов компании. Почтовый менеджер, инструменты для коммуникаций посредством популярных мессенджеров, модуль обработки звонков и удобный календарь помогают в управлении бизнес-процессами. Модуль BPM обеспечивает их эффективное выполнение.
Битрикс 24 Enterprise — это комплексное решение для управления всей компанией: интранет, проектный офис, HR-портал, CRM, автоматизация. Интранет представляет собой корпоративный портал для сотрудников организации. HR-модуль позволяет создать кадровую структуру предприятия и автоматизировать работу с новыми и действующими сотрудниками. Управление проектным офисом покрывает внутренние задачи компании: перепланировки, заказ расходных материалов и т. д. Блок автоматизации, фактически, представляет собой BPM-систему для управления бизнес-процессами. Решение работает более чем в 2000 компаниях. Среди клиентов — Electrolux, OBI, Россети, Росгосстрах и другие.
BPMsoft — это CRM-система, созданная на базе BPM-платформы. Решение обеспечивает профиль клиента 360° с учетом социально-демографических и поведенческих характеристик, распределение лидов между менеджерами компании в зависимости от маркетинговой стратегии, управление полным циклом B2C- и сложных B2B-продаж. Для анализа деятельности компании предусмотрена панель аналитики. Соответствует всем требованиям импортозамещения. Относится к классу высоконагруженных отказоустойчивых ИТ-систем.
Карта рынка
На карте рынка CRM 2023 собраны и сгруппированы решения для сегмента Enterprise, СМБ, а также узкопрофильные решения, решающие конкретные задачи малого бизнеса.
Ключевые положения
В рейтинге принята балльная система. Каждому поставщику начислено определенное количество баллов по нескольким критериям. Чем выше итоговая сумма баллов, тем выше место в рейтинге.
Критерии, которые учитывались при составлении рейтинга:
- Функционал системы
- Дополнительные возможности
- Форматы поставки
- Отраслевые решения
- Финансовые характеристики компании
- Количество активных клиентов
- Тестовый период и его ограничения
- Скидка при годовой оплате
- Стоимость
Ниже приведены основные положения и правила начисления баллов по каждому из критериев.
Правила начисления баллов
Функциональные возможности
Учитывалось 11 основных модулей CRM. За каждый из них компаниям начислено по 20 баллов, более подробные данные по каждой CRM-системе приведены в таблице:
Дополнительные возможности
Учитывалось 5 дополнительных модулей расширения возможностей CRM. За каждый из них компаниям начислено по 30 баллов, более подробные данные по каждой CRM-системе приведены в таблице:
Форматы поставки ПО
CRM-системы поставляются в трех основных форматах, за каждый из которых начислено следующее количество баллов:
- Коробка – 20 баллов (разовая покупка вечных лицензий, установка на свой сервер)
- Облако – 15 баллов (ежемесячная подписка, установка на серверах провайдера)
- On-prem – 15 баллов (ежемесячная подписка, установка на свой сервер)
Отраслевые решения
Наличие и количество отраслевых решений позволяют оценить возможность быстрого внедрения CRM-системы в той или иной сфере. Чем больше отраслевых решений, чем больше покрыто ниш, тем лучше для конечного клиента.
Баллы начислены в зависимости от количества отраслевых решений по регрессивной шкале.
Финансовые характеристики вендора
Внедрение ПО, особенно по облачной модели, подразумевает некоторый риск и зависимость от вендора. Один из параметров, который позволяет оценить степень защищенности своего выбора – это уставный капитал юридического лица вендора: чем он выше, тем лучше.
Баллы начислены в зависимости от размера уставного капитала по регрессивной шкале.
Количество активных клиентов (пользователей)
Количество активных клиентов позволяет оценить степень распространенности решения, накопленного опыта, масштаба коммьюнити: чем больше цифры, тем лучше.
Баллы начислены в зависимости от размера уставного капитала по регрессивной шкале.
Длительность и особенности тестового периода
Чем длиннее тестовый период, тем лучше для клиента. При этом важно, чтобы компаниям предоставлялся доступ именно к той конфигурации, которая им нужна.
За каждые 7 дней такого доступа провайдерам начислялось по 5 баллов, за 14 дней – 10 баллов, за 1 месяц – 20 баллов, за 2 месяца – 30 баллов. При наличии бесплатной ограниченной версии начислялось по 10 баллов.
Скидка при годовой оплате
Скидка при годовой оплате позволяет сэкономить средства при заблаговременном планировании бюджета: чем выше скидка, тем лучше. За каждый 1% скидки компаниям начислен 1 балл.
Стоимость
Баллы за стоимость рассчитаны по регрессивной шкале в зависимости от розничной стоимости двух конфигураций:
- CRM на 5 человек для СМБ
- CRM на 200 человек для крупного бизнеса
После чего баллы суммировались.