Станислав Мартинович, «АЛРОСА»: Мы планируем дальнейшее расширение экосистемы программных роботов по множеству направлений деятельности компании
Роботизация в «АЛРОСА» затронула более трех десятков процессов в разных департаментах — от финансов до закупок. Корреспондент CNews побеседовал со Станиславом Мартиновичем, руководителем направления роботизации бизнес-процессов «АЛРОСА ИТ», чтобы выяснить, как проходил процесс роботизации на предприятиях лидера мировой алмазодобычи.
Первые шаги к роботизации процессов
Market.CNews: Как вы пришли к необходимости роботизации бизнес-процессов?
Станислав Мартинович: Мы видели на рынке хорошее развитие инструментов роботизации бизнес-процессов и удачные примеры внедрения в компаниях из различных индустрий. На момент старта проекта в 2021 году в компании уже были реализованы несколько программных роботов на иностранном решении и, оценив полученные результаты, мы приняли решение более системно подойти к данному инструменту цифровизации и запустить технологию RPA в компании в целом.
При анализе рынка мы увидели, что отечественные решения в целом не уступают по функциональности иностранным. В компании с 2019 года активно реализуются мероприятия по импортозамещению программного обеспечения. Стратегия импортозамещения за эти годы менялась несколько раз в зависимости от влияния внешних факторов: фокус в разные годы был на функциональных возможностях, стоимости, возможностях развития, экономических эффектах. Утверждена стратегия цифровой трансформации компании до 2024 года включительно. В рамках проекта была выбрана платформа для разработки программных роботов на базе отечественного решения Primo RPA.
На текущий момент в «АЛРОСА» роботизировано более трех десятков процессов, в разных департаментах — закупки, финансы, служба персонала, общий центр обслуживания и другие.
Приоритетом для роботизации мы выбирали бизнес-процессы, в которых необходимо выполнять большие объемы работы в сжатые сроки для соблюдения временных показателей эффективности. Также хороший эффект обеспечила роботизация задач, связанных с работой в нескольких информационных системах.
Выбор в пользу Primo RPA
Market.CNews: Как вы выбирали вендора?
Станислав Мартинович: При выборе платформы для роботизации мы рассматривали решения, представленные в реестре отечественного программного обеспечения. Определили функциональные требования и провели конкурс, в результате которого лучшим оказалось решение Primo RPA.
Сейчас мы можем сказать, что выбранная платформа соответствует нашим требованиям по точности и скорости проведения операций. Особенно заметными были улучшения после обновления до версии 1.1.30. И в целом за 2022 год Primo RPA сделала значительный шаг вперед: платформа преобразилась, стала более совершенным и надежным инструментом. К тому же, приятно отметить проактивную позицию вендора в плане развития и поддержки продукта.
Дополнительно, в ходе работ по развертыванию, мы применили и собственные наработки — например, собственный подход к журналированию ключевых шагов алгоритма. Это позволило эксплуатировать программных роботов без полного журналирования всех действий и сократить общее время выполнения алгоритма в несколько раз.
Процесс внедрения
Market.CNews: Сколько времени потребовалось на освоение RPA-платформы?
Станислав Мартинович: Команде разработки программных роботов понадобился примерно месяц для понимания всего функционала платформы. И потом еще полгода для освоения всех тонкостей, важных для масштабирования проектов и роботизации сложных бизнес-процессов.
Market.CNews: С какими процессами и информационными системами компании взаимодействуют роботы?
Станислав Мартинович: Сейчас роботы работают с основными и вспомогательными информационными системами в компании — ERP, системой электронного документооборота, системой управления транспортом, кадровой системой, а также с браузером, офисными пакетами и файлообменными системами.
Активно используем возможности технологии в работе департамента закупок: программные роботы задействованы в бизнес-процессах взаимодействия с поставщиками, они сопровождают исполнение поставок, занимаются сверкой транспортных документов и формированием расширенной отчетности.
В результате внедрения роботизации нам удалось:
- сократить объем привлечения сотрудников для выполнения повторяемых, типовых задач, переориентировать их на задачи, требующие участия человека, чтобы в конечном счете не только оптимизировать работу бизнес-процессов, но и сделать работу сотрудников более интересной и творческой;
- сократить количество ошибок при обработке информации и при этом принципиально повысить скорость данных процессов;
- более оперативно и полно получать отчетность о текущих процессах с минимальным вовлечением сотрудников для этого.
Market.CNews: Какие у вас планы на дальнейшую роботизацию?
Станислав Мартинович: Функционирующая роботизация на базе Primo RPA показала свою надежность и эффективность. С момента старта в 2021 году команда по роботизации бизнес-процессов выросла в 3 раза, ее силами уже роботизировано около 100 этапов бизнес-процессов, и сегодня более 30 роботов ежедневно выполняют 50 тысяч операций.
В связи с этим мы планируем дальнейшее расширение экосистемы программных роботов по множеству направлений деятельности компании.