Вера Баева, #CloudMTS: «Мы стремимся сделать услуги ближе к клиенту, ускоряя эпоху edge-вычислений»
Хотя облака позволяют потреблять ИТ-сервисы из дата-центров в любой точке мира, для многих предприятий критично присутствие локального провайдера для более быстрой передачи данных и для оптимизации стоимости VPN-каналов. Именно поэтому провайдер #CloudMTS расширяет присутствие в регионах. Для этого используются собственные ЦОД или партнерские площадки. Директор компании по развитию продуктов Вера Баева рассказала Market.CNews, каким образом происходит выбор и запуск новых точек, объяснила, каким клиентам выгодно присутствие локального партнера, и поделилась планами МТС по развитию облачного бизнеса за пределами столицы на ближайший год.
Market.CNews: Зачем облачному провайдеру нужны точки присутствия в разных регионах? Ведь каналы связи позволяют предоставлять сервис удаленно из столичного ЦОД.
Вера Баева: Да, современные каналы связи позволяют получать облачные услуги из любой удаленной точки. Но мы работаем на рынке B2B, и у клиентов нередко возникают требования обеспечить минимальные задержки отклика в каналах передачи данных. Согласитесь, одно дело — получить облачный сервис удаленно из Москвы, находясь в офисе в Центральном регионе, и совсем другое дело — если клиент территориально расположен во Владивостокe, что удлиняет время отклика передаче сигнала. Так, задержка из Владивостока до Москвы примерно 120 мс. Задержка из центрального региона до Москвы будет примерно в 6-7 раз ниже.
Кроме того, наши клиенты строят защищенные VPN-каналы до облачной инфраструктуры, следовательно, возникает вопрос стоимости таких каналов из Владивостока или Новосибирска до Москвы. Наконец, у крупных компаний, особенно из государственного сектора, бывают внутренние требования: они хотят получать облачные сервисы только в своем регионе.
В связи с этим мы стремимся сделать услуги ближе к клиенту, ускоряя эпоху edge-вычислений (распределенные вычисления, приближенные к потребителю), когда данные будут обрабатываться как можно ближе к их источнику. Интерес к этим технологиям уже проявляют промышленные и нефтегазовые компании, а также ритейлеры. В этих индустриях есть процессы, для которых минимальная задержка сигнала может быть критичной.
Приведу пример: если на нефтяной вышке датчик IoT фиксирует утечку, необходимо немедленно дать сигнал перекрыть трубу, поскольку каждая секунда промедления будет увеличивать ущерб. То же можно сказать об опасном производстве. В розничных сетях такие технологии востребованы для автоматизации кассового обслуживания. Мы хотим стать первыми, кто сможет предложить такие решения заказчикам по всей стране и в ближайшем зарубежье.
Market.CNews: Сколько сейчас у #СloudMTS точек присутствия и каковы планы по расширению географии?
Вера Баева: Если говорить о территории России, то сейчас у #СloudMTS несколько точек присутствия, или, как мы их называем, зон доступности. Это московский регион, Санкт-Петербург, Новосибирск и Владивосток. Недавно мы открыли новую площадку в Республике Татарстан. В запуске новые точки в Ленинградской области, Краснодарском крае, Свердловской, Пермской, Тюменской, Иркутской и Нижегородской областях. Таким образом, помимо столичного, облачная инфраструктура МТС охватит 10 регионов России. Мы расширяем географию зон доступности облака кратно.
Market.CNews: Что именно представляет собой точка присутствия облачного оператора в регионе? Как работает оборудование, как распределены сотрудники между центральным офисом и локальным представительством?
Вера Баева: Точка присутствия представляет собой инсталляцию облачной инфраструктуры в ЦОД компании МТС, которые соответствуют уровню Tier III (часть площадок имеет подтвержденный Uptime сертификат и аттестованы по 152-ФЗ). В столичном регионе сосредоточено самое большое количество облачных клиентов — более 2 тысяч компаний, поэтому именно здесь развернуты самые крупные инсталляции оборудования. Например, в сервисе «Виртуальная инфраструктура» обрабатывается и хранится более 8 петабайтов данных.
Для лучшего понимания, сколько это: в мире всего 500 млн песен в цифровом формате. Одна песня — это 0,008 ГБ. То есть вся музыка мира умещается в 4 ПТ, а у нас на виртуальной инфраструктуре можно уместить все песни мира дважды. А в этом году объем наших ресурсов увеличивается минимум вдвое. Региональные зоны доступности рассчитаны на меньший объем, каждую точку мы планируем, начиная с возможности хранения и обработки 200 терабайтов данных, а далее по мере необходимости расширяем.
Сотрудники, обслуживающие ЦОД, находятся непосредственно на региональных площадках в дата-центрах, а служба эксплуатации облачной инфраструктуры, в основном, сконцентрирована в московском регионе и удаленно обслуживает все облачные инсталляции. Команда маркетинга является распределенной и управляется централизованно.
Market.CNews: Каким образом МТС определяет регионы, где имеет смысл создавать точки присутствия? Как происходит изучение рынка? Начиная с какого объема спроса выход оправдан?
Вера Баева: Под брендом #CloudMTS мы работаем на облачном рынке с 2017 года, поэтому хорошо понимаем клиентский спрос в разных регионах. Мы уже имеем несколько точек присутствия, широкую сеть продаж и регулярно получаем обратную связь от клиентов.
Сейчас приоритетными для нас являются крупные города с развитой бизнес-инфраструктурой и промышленностью. Опираясь на клиентский спрос, МТС формирует оптимальный начальный объем оборудования. Точка присутствия создается, исходя из объема оборудования, позволяющего обрабатывать и хранить минимум 200 ТБ данных. Как правило, за год весь этот объем утилизируется клиентами, и требуется расширение.
Market.CNews: Как происходит выбор конкретной площадки в регионе?
Вера Баева: В основном, мы рассматриваем собственные ЦОДы или так называемые автозалы с телекоммуникационным оборудованием, на базе которого бесперебойно оказываются услуги связи вот уже более 25 лет. Приоритет отдается площадкам, имеющим сертификаты соответствия Tier III. Среди них — не так давно запущенные модульные ЦОДы в Ленинградской области, Новосибирске, Нижнем Новгороде.
В регионах, где пока еще нет таких площадок, мы выбираем автозалы, исходя из возможности разместить там не только наше оборудование. Нам также важно дальнейшее расширение облачной инсталляции, соответственно, площадка должна иметь свободные стойко-места и подведенное электричество, а также профессиональные команды поддержки.
Market.CNews: Как происходит запуск продукта и привлечение клиентов?
Вера Баева: Запуск продуктов и привлечение клиентов происходит двумя способами: мы используем стандартный канал продаж через менеджеров, а также цифровой канал продаж — консоль самообслуживания hub.cloud.mts.ru. В каждом регионе у нас уже есть наработанная база потенциальных заказчиков, многим из которых важно потреблять облачные услуги в своем регионе. К таким клиентам мы обращаемся в первую очередь.
Цифровой канал позволяет нам предлагать заказчикам гранты, то есть скидки на использование облачных сервисов. Таким образом, клиенты могут на первом этапе, применяя акцию, а по сути бесплатно, познакомиться и попробовать наши продукты. Далее клиент может бесшовно мигрировать свои системы и самостоятельно управлять сервисами на облачной платформе без обращения к менеджеру.
Например, мы запустили грант на проекты до ₽500 тыс. для крупного бизнеса. Это работает так: клиент присылает нам техническое задание, мы рассчитываем объем необходимых ему ресурсов. В течение двух месяцев он может пользоваться рядом сервисов, получая скидку на сумму до ₽500 тыс.
Market.CNews: Расскажите подробнее о последнем подобном запуске МТС: почему был выбран Татарстан, какое технологические решение вы использовали и есть ли уже клиенты?
Вера Баева: Первой зоной доступности, запущенной в этом году, стала Казань. Исторически так сложилось, что в данном регионе имеется хорошо развитая ИТ-инфраструктура, а также присутствуют местные поставщики облачных услуг, так что клиенты из Татарстана уже «распробовали» облака и предпочитают пользоваться услугами в своем регионе, выбирая локальные площадки. Кроме того, регион хорошо развит с точки зрения бизнеса и промышленности, и мы видим в нем огромный потенциал.
Для создания площадки были использованы программно-определяемые системы хранения данных. Такие решения позволяют развертывать облако без привязки к оборудованию конкретного производителя, они более экономичные, но при этом не менее производительны и отказоустойчивы, чем облачные инсталляции, основанные на классической архитектуре, когда применяются серверы и отдельно стоящие СХД. За счет такого подхода развернуть облако можно всего за две-три недели. При этом услуги для клиентов обходятся дешевле на 40%, чем у многих крупных провайдеров в столичном регионе.
Точка присутствия запущена в феврале и работает уже два месяца, поэтому у нас есть не только предзаказы, но и коммерческие подключения. Несмотря на то, что площадка в первую очередь предназначена для клиентов Татарстана, у нас нет ограничений для продажи услуг клиентам из других регионов. Сервис «Виртуальная инфраструктура» любой желающий может приобрести через цифровой канал hub.cloud.mts.ru без обращения к менеджеру компании, просто приняв оферту на сайте. Для этого надо зарегистрироваться на сайте, при заказе выбрать зону доступности Казань и указать необходимое количество ресурсов, после чего они будут автоматически развернуты с предоставлением доступа.
Market.CNews: Каковы точки роста для регионального бизнеса облачных провайдеров в 2023-2025 годах?
Вера Баева: До последнего времени наибольший рост облачного бизнеса IaaS традиционно наблюдался в столичном регионе. На данный момент на Москву приходится 64% всех российских пользователей IaaS (по данным IKS-Consulting). За счет открытия новых зон доступности мы планируем сместить вектор на развитие регионального бизнеса и увеличить долю пользователей за пределами столицы. Параллельно мы развиваем сервисы PaaS и SaaS, они также доступны из разных регионов России.
Сейчас многим региональным компаниям приходится получать облачные услуги в крупных столичных ЦОД, так как на местах зачастую отсутствуют облачные провайдеры, а оказание услуг ограничивается предложениями VDS/VPS. Мы же планируем открытие новых зон доступности в непосредственной близости к клиентам с единым SLA на облачные услуги. За счет цифрового канала продаж сервисы станут ближе для небольших компаний, для которых важно быстро заключить оферту и сразу начать пользоваться услугами. Кроме того, мы можем предоставлять IaaS в пакете с сетевыми сервисами, услугами резервного копирования и информационной безопасности.
Также на спрос оказывает влияние такой немаловажный факт, как уход с российского рынка иностранных вендоров оборудования и ПО. Многие компании остались без поддержки оборудования и с истекающим сроком лицензий на ПО. Кажется, что эти проблемы в той или иной степени клиенты уже научились решать, но выросли сроки поставок и стоимость нового оборудования и технической поддержки, что обременительно для бюджета заказчиков из регионов. В этих условиях становится актуальной оптимизация собственной ИТ-инфраструктуры в сторону публичных облаков.
Как правило, только крупные облачные провайдеры могут позволить себе параллельно запустить проекты по созданию импортозамещенных облачных платформ. Таким образом, это направление будет активно развиваться в ближайшие несколько лет, привлекая клиентов, которые заинтересованы в облачных технологиях, но не хотят вкладываться в развитие собственной инфраструктуры.
Market.CNews: Спасибо.
■ erid:Pb3XmBtzt14Kn2cwji5VWU4P5SCLHFR2zJEvaUnРекламодатель: ПАО "МТС"ИНН/ОГРН: 7740000076/11027700149124Сайт: https://cloud.mts.ru/