Ключевые нюансы импортозамещения RPA: как выбрать российское решение
На российском рынке Robotic Process Automation (RPA) сложилась уникальная ситуация: практически все мировые лидеры отрасли его покинули, освободив место для отечественных поставщиков. Несмотря на то, что RPA в России — это относительно новое явление, эффективность его использования в бизнесе не вызывает сомнений. Мировой рынок роботизации рабочих процессов показывает один из самых высоких темпов роста в ИТ-индустрии, а увеличение российского сегмента прогнозируется на уровне 29-49% в год.
По опросам, большая часть компаний, использующих иностранные решения, планирует в ближайшее время переходить на отечественные платформы, а у тех, кто хочет впервые воспользоваться RPA-платформами, по сути, нет выбора: уверенность в том, что завтра компанию не отключат без объяснения причин, предоставляют только российские поставщики RPA-решений.
Часть иностранных вендоров просто прекратила обслуживание и вернула деньги, а часть продолжает выполнять уже заключенные контракты, но при этом закрыла возможность их продления — очевидно, что переход неизбежен, даже если на данном этапе компания имеет долгосрочный исполняемый контракт с зарубежным поставщиком.
Что стоит учитывать, выбирая новую RPA-платформу
В России, в отличие от США и стран Европы, роботизация бизнес-процессов распространена не столь широко и начала массово внедряться всего несколько лет назад. Это играет на руку организациям, столкнувшимся с проблемами при работе с зарубежными RPA-платформами: считается, что российский бизнес пока осваивает стандартную роботизацию, но мало использует уникальные полноценные решения, разрабатываемые индивидуально для конкретных задач, а, значит, переход будет проще.
Условно погруженность бизнеса в RPA-решения можно разделить на 3 стадии:
- Первая стадия характеризуется внедрением простых скриптов, позволяющих, например, дублировать данные в разные формы.
- Вторая стадия. Для этого этапа характерны признаки широкого использования базовых технологий и частичного подключения Machine Learning и Artificial Intelligence.
- Третья стадия. Компании рассматривают RPA в качестве полнофункциональной автоматизации рабочих процессов, проходящих через весь операционный цикл.
По оценкам разных специалистов, Россия только вступает во вторую стадию, в то время как иностранный бизнес по большей части уже перешел на третью. Отчасти этим и обусловлены прогнозы на увеличение темпов роста отечественного рынка RPA-решений в течение нескольких лет.
Тем не менее, бизнесу нужно быть готовым к тому, что на данный момент российские платформы уступают иностранным; кроме того, при конвертации и переносе большая часть роботов будет работать медленнее, иногда замедление доходит до 50% исходной скорости. Необходимо учитывать, что для более глубокого изучения новой платформы и восстановления прежней скорости работы потребуется некоторое количество времени и финансовых вложений.
Учет опыта нынешней команды роботизаторов
Несмотря на то, что переход на новую платформу можно использовать как шанс для оптимизации существующего решения роботизации бизнес-процессов, сохранив все преимущества и избавившись от недостатков, подсознательно руководителям компании и сотрудникам хочется сохранить привычный уклад работы.
В целом, это возможно, нужно просто тщательнее подойти к выбору платформы. Как и в любых других сферах, среди RPA-платформ есть и лидеры, и более скромные команды, которые хорошо решают вопросы автоматизации, но уделяют меньше внимания маркетингу и коммуникациям с потенциальными клиентами. Возможно, что именно такой платформы будет достаточно для покрытия нужд компании, если существующая команда роботизаторов лучше понимает ее работу.
Отдел роботизации может отдать предпочтение той или иной платформе на основании:
- схожести принципов работы;
- поддержки кода существующего решения;
- простоты переноса, дальнейшей донастройки и развития.
Принимая решения, нужно обязательно собрать подробную обратную связь от тех, кто отвечает за работу RPA.
Учет особенностей существующей RPA
RPA — это не стандартизированное решение, в отличие, например, от CRM, где штатные возможности системы схожи и востребованы большинством пользователей, а увеличение функционала происходит за счет внесения доработок под конкретные нужды. Роботизация — это более точный процесс, который от начала и до конца учитывает индивидуальные потребности предприятия.
Это означает, что перед миграцией необходимо выполнить подробный анализ бизнес-процессов компании и выявить места, которые можно оптимизировать. Этот важный подготовительный шаг поможет сократить бюджет как на миграцию, так и на дальнейшее обслуживание и развитие роботизации рабочих процессов, а также сделать систему более стабильной, быстрой и эффективной.
Кроме этого, не стоит забывать о том, что хоть процесс миграции или «переезда» на новую платформу и представляется в виде обычного переноса данных, часть системы придется модифицировать, переписывая роботов. Насколько глубоко это придется делать, зависит от заказчика: интегратор может перенести все полностью, ничего не меняя, но лучше провести анализ и не переносить лишних роботов в бизнес-процессы, которые можно упростить и улучшить.
В то же время, если на первом этапе важна скорость и сроки миграции, то лучше выбирать платформу, схожую со старой, импортной, и переносить «как есть», а оптимизацию можно провести позже. Особенно актуально такое решение для крупных компаний со сложными бизнес-процессами.
Возможность быстрого переноса роботов с зарубежных RPA на отечественные
Смена поставщика услуг RPA — процесс трудоемкий. Его успех и скорость зависят от множества параметров, среди которых основным являются технические возможности поставщика-преемника.
От того, сколько внимания отечественная платформа уделяла разработке инструментов миграции, будет зависеть и конечный результат. Стоит сразу отметить, что почти никто не уделял этому достаточного внимания, делая акцент на новых пользователях. Ситуация изменилась с уходом крупных иностранных игроков рынка:тех, кто желает мигрировать с зарубежных RPA-решений, оказалось больше, чем тех, кто хочет впервые использовать роботов.
На сегодня известно, что некоторые российские поставщики RPA активно развивают инструменты автоматизации, призванные оказывать помощь в миграции как самим разработчикам, так и заказчикам. Ведущие отечественные вендоры уже могут предложить модули, позволяющие конвертировать роботов из зарубежных систем в российские — наличие таких инструментов на платформе лучше уточнять заранее. Конвертеры могут взять на себя часть работ по переносу кода, сэкономив время и человеко-часы, а значит — и бюджет.
Обучение сотрудников
Переход на российские платформы в любом случае потребует переобучения сотрудников. Несомненно, в век сетевых технологий большая часть знаний достигается за счет непрерывного самообразования и повышения квалификации, но для получения базовых знаний лучше использовать первоисточник — пройти обучение у российского вендора.
Привлечение интеграторов
С момента, когда иностранные поставщики RPA начали покидать российский рынок, прошло уже достаточно времени. Появилось множество кейсов миграции на российские платформы как небольших компаний, так и крупных корпораций. Часть интеграторов обзавелась необходимым для быстрого и успешного переноса опытом — это нужно учитывать, планируя «переезд».
Воспользоваться услугами интегратора, имеющего опыт в миграции с иностранной платформы (чаще всего, это UiPath или Blue Prism) на российскую — лучшее решение, которое можно принять сегодня. При этом скорость и качество миграции во многом зависят от вовлеченности в этот процесс бизнеса.
Если компания-заказчик будет тесно сотрудничать с интегратором, она сможет быстро получить желаемый результат. Отечественные решения сейчас активно развиваются, и ожидается, что через один-два года они смогут оказывать сервис, не уступающий западным поставщикам роботизации бизнес-процессов.