Операционные системы

5 280 руб.

BaseALT Альт Рабочая станция 10

архитектура 64 бит

Kubernetes

от руб.

IaaS

от 490руб./мес

VMware / ПО РФ

SLA 99,95% Pay-as-you-go

IaaS

По запросу

ФЗ-187, КЗ-1 ФЗ-152

УЗ-1, ГОСТ 57580.1

BPM

17 000 руб On-Prem

Low-code BPM

для комплексной автоматизации

Kubernetes

от 5.51 руб/час

Kubernetes as a Service

Отказоустойчивые кластеры, быстрый запуск, удобное управление

Корпоративный портал

от 500 000 руб.

Российское решение

аналог Microsoft Sharepoint

  • Kubernetes

    от руб.

  • IaaS

    от 490руб./мес

    VMware / ПО РФ

    SLA 99,95% Pay-as-you-go

  • IaaS

    По запросу

    ФЗ-187, КЗ-1 ФЗ-152

    УЗ-1, ГОСТ 57580.1

  • BPM

    17 000 руб On-Prem

    Low-code BPM

    для комплексной автоматизации

  • Kubernetes

    от 5.51 руб/час

    Kubernetes as a Service

    Отказоустойчивые кластеры, быстрый запуск, удобное управление

  • Корпоративный портал

    от 500 000 руб.

    Российское решение

    аналог Microsoft Sharepoint

  • Low-code

    от 833 руб.

    Цифровая трансформация

    с ELMA365

  • IaaS

    По запросу

    По вашим правилам

    Dedicated, SaaS/PaaS

  • СЭД

    от руб.

Low-code

от 833 руб.

Цифровая трансформация

с ELMA365

IaaS

По запросу

По вашим правилам

Dedicated, SaaS/PaaS

СЭД

от руб.

СЭД

от руб.

Корпоративные мессенджеры

Стоимость по запросу

Тариф IVA One

ВКС

Стоимость по запросу

Тариф IVA MCU

OpenStack для Enterprise. Почему будущее облачного рынка за платформами на базе открытого ПО

Бизнес Телеком Интернет Цифровизация ИТ в банках ИТ в госсекторе Ритейл Облака Маркет

В январе выйдет первый в России рейтинг поставщиков IaaS Enterprise 2021. Mail.ru Cloud Solutions — единственный среди лидеров рейтинга провайдер, который предлагает облачную инфраструктуру на базе платформы виртуализации OpenStack. За подробностями такого решения мы обратились к Дмитрию Лазаренко, директору по продукту Mail.ru Cloud Solutions.

Market.CNews: Вы считаете, что решения на базе OpenStack смогут потеснить в сегменте Enterprise облака на VMware? Чем OpenStack привлекателен для крупных заказчиков? Какие преимущества вы можете выделить?

Дмитрий Лазаренко: Российский рынок IaaS уже достаточно зрелый. Крупные корпоративные клиенты хорошо понимают возможности базовых IaaS-сервисов, и их потребности постепенно становятся шире, чем просто аренда вычислительных мощностей. Сегмент Enterprise дрейфует в сторону полностью управляемых PaaS-сервисов. Компании задумываются о дальнейших шагах в развитии облачной инфраструктуры, активно экспериментируют с внедрением компонентов PaaS: по нашей оценке затраты крупного бизнеса на платформенные сервисы в 2020 году выросли в 3 раза. Ряды клиентов наших PaaS-сервисов уже пополнили «АШАН», Danone, X5 Retail Group, логистический оператор Lorus, сеть медицинских клиник «Инвитро» и многие другие компании.

32x.png
Дмитрий Лазаренко, директор по продукту Mail.ru Cloud Solutions

Переход с проприетарного ПО, вроде VMware, на платформы с открытым исходным кодом видится лишь вопросом времени. Использование проприетарных платформ замедляет скорость ИТ-изменений в компании ввиду монополизации дорожной карты развития в руках одного вендора и ориентации преимущественно на ИТ-администраторов, а не на разработчиков.

MCS, в свою очередь, изначально создавался с прицелом на платформенные сервисы для разработчиков и DevOps. Благодаря открытости ядра OpenStack, которое мы взяли за основу, в платформу архитектурно заложено больше инструментов и путей для их реализации.

В случае с VMware PaaS-сервисы — это вынужденная надстройка, продиктованная потребностями рынка. Вендор делает фокус на виртуализацию, он больше приближен к «железу» и связан поддержкой большого количества legacy-систем. По этой причине инструментов и путей реализации меньше, а времени, ресурсов на создание PaaS нужно заметно больше.

Профессиональные сообщества вокруг обеих технологий наглядно иллюстрируют различие VMware и OpenStack. Если зайти на форум или посетить конференцию по VMware, в большинстве своем вы увидете обсуждения виртуализации, вопросов работы с «железом». Сообщество OpenStack строится вокруг новых сервисов и платформ, их настроек и конфигураций.

Поскольку продукты VMware не являются ПО с открытым кодом и провайдеры не могут его дорабатывать, затрудняется кастомизация сервисов под конкретные задачи, а со стороны Enterprise это распространенный запрос. В итоге компании остается только создавать PaaS-интерфейсы рядом с основным облаком, на что уходит существенное время, при этом данный подход обеспечивает лишь базовые PaaS-функции ввиду закрытости исходной платформы.

Архитектура облака Mail.ru Cloud Solutions

На нашей платформе возможен индивидуальный подход, начиная с уровня виртуализации и доработки архитектуры и заканчивая кастомизацией интерфейса конечного решения.

Показательный пример — проект создания частного облака для X5 Retail Group. Компании требовалась масштабная и разнообразная кастомизация: от интеграции различных систем до полной адаптации решения MCS под существующую инфраструктуру Х5, написания собственного софта для совместимости с оборудованием заказчика и кастомизации сетевых схем. В соответствии с политикой самого Х5 был гибко доработан и интерфейс личного кабинета заказчика, в том числе навигация, роли и даже «кнопки».

Помимо прочего, клиентам не нужно платить за лицензии проприетарного ПО, что заметно сокращает стоимость владения инфраструктурой. Качество сервисов при этом не только не уступает, но и превосходит вендорские решения в гибкости и функциональных возможностях.

Большинство российских провайдеров все еще перепродают технологии VMware. Мы выбрали для себя другой путь. Мы предлагаем OpenStack, доработанный с учетом потребностей действующих клиентов, включая портфель полностью управляемых PaaS-сервисов. Со временем все больше компаний из сегмента Enterprise будут делать выбор в пользу платформ на базе открытого исходного кода, а не проприетарных решений.

Market.CNews: Многие считают проприетарное ПО для виртуализации отраслевым стандартом. Что может повлиять на это мнение? Какие преимущества MCS дает использование OpenStack?

Дмитрий Лазаренко: Отраслевые стандарты имеют свойство меняться. 10 лет назад стандартом была локальная физическая инфраструктура, а сегодня российский облачный рынок по объему превысил $1 млрд и продолжает расти опережающими темпами.

Сегодня большинство приложений работают в контейнерах. При выборе облачной платформы приходится считаться с этим: классические виртуальные машины покрывают не все потребности внутреннего ИТ. В конечном итоге предпочтение отдается тем провайдерам, которые помимо инфраструктурных решений поддерживают управляемые PaaS.

OpenStack в основе облачной платформы дает клиентам несколько важных преимуществ. Объясню на примере нашего бизнеса. Во-первых, доработку платформы оcуществляют специалисты Mail.ru Cloud Solutions. За счет этого мы можем быть более гибкими и быстрее адаптировать наше облако под запросы клиентов. Самостоятельная разработка также позитивно влияет на скорость и качество работы технической поддержки. На всех уровнях поддержки у нас русскоязычные специалисты, готовые оперативно решить проблемы клиента. Это позволяет обеспечить высокий уровень клиентского сервиса, необходимый крупным компаниям.

Во-вторых, открытый исходный код в ядре нашей платформы позволяет достичь более высокой степени кастомизации сервисов, в сравнении с аналогичными вендорскими решениями. OpenStack также прост в интеграции с другими наработками Open Source, которые есть в компании.

Кроме того, мы адаптировали многие модули под задачи высокой нагрузки и обеспечения отказоустойчивости, но сохранили совместимость со стандартным OpenStack API. Таким образом, клиенты, которые уже работают с сервисами на базе OpenStack, могут легко интегрировать собственные наработки с нашей платформой.

Market.CNews: В целом, насколько высоко проникновение облачных технологий в российском Enterprise? В чем, на ваш взгляд, специфика этого сегменте? Предъявляют ли крупные клиенты особенные требования к облачным провайдерам и платформам?

Дмитрий Лазаренко: В 2020 году именно крупные компании стали активнее пользоваться облачными сервисами. В нашей практике, несколько крупных компаний задействовали нашу облачную платформу для поддержки стабильности или запуска новых цифровых каналов продаж. Burger King, к примеру, с помощью облака обеспечил стабильную работу мобильного приложения при трехкратном росте количества заказов.

Основными критериями выбора облачного провайдера становится уровень клиентского сервиса и возможности кастомизации инфраструктуры под специфические запросы. Приведу пример: международная производственная компания перенесла на нашу платформу десятки проектов, включая веб-сайты и e-commerce приложения. Для команды клиента возможность кастомизации ИТ-систем было одним из важнейших требований из-за строгих корпоративных политик безопасности. Мы смогли настроить платформу таким образом, что работа с данными автоматически выстраивается в соответствии с политиками компании.

Стандартный сценарий для большинства малых и средних предприятий — подключение к публичному облаку. В сегменте Enterprise все гораздо многообразнее. Среди крупных российских компаний также высок спрос на частные облака, которые строится в контуре компании. При этом многие предпочитают разворачивать частное облако на базе платформ с открытым исходным кодом. Это позволяет нивелировать риски при смене облачного вендора или его уходе с рынка.

Также набирают популярность гибридные и мультиоблачные модели, которые помогают избавиться от привязки к единственному поставщику (vendor lock) и расширить технологические возможности. Одним из ключевых требований к провайдеру становится совместимость и гибкость облачной архитектуры.

Market.CNews: Как компании выбрать облачного провайдера? На что в первую очередь обратить внимание?

Дмитрий Лазаренко: Существует несколько основных критериев. Самое важное, на что стоит обратить внимание в первую очередь — это надежность и скорость восстановления после сбоев.

13.png
Архитектура отказоустойчивого приложения

Не менее значима технологичность облачной платформы. Это касается как количества доступных сервисов, так и возможности выполнить миграцию инфраструктуры силами провайдера. На рынке есть примеры компаний, которые предлагают клиентам миграцию только совместимой архитектуры (cloud native), и это, конечно, накладывает определенные ограничения. При этом, если провайдер не развивает собственные платформенные сервисы, это сильно ограничивает технологические возможности заказчика и повышает затраты ресурсов на запуск инновационных проектов.

Далее, нужно обратить внимание на готовность провайдера, как технологическую, так и организационную, идти на встречу клиенту и и адаптировать платформу и сервисы под решение конкретных бизнес-задач.

Третий критерий — качество и скорость работы технической поддержки. При возникновении каких-либо ошибок или неполадок, служба поддержки должна оперативно реагировать по удобным для клиента каналам. Также важно, чтобы специалисты провайдера имели широкую экспертизу не только по конкретным сервисам, но и по вопросам облачной инфраструктуры в целом.

Не менее значима стоимость предоставляемых ресурсов и сервисов. Многие зарубежные провайдеры предоставляют широкий спектр сервисов, однако их стоимость на порядок выше и зачастую растет пропорционально курсам валют. Для некоторых компаний важным критерием также является размещение дата-центров провайдера на территории РФ в соответствии с законом 152-ФЗ.

При первичной оценке провайдера стоит обратить внимание на его репутацию на рынке, узнаваемость, опыт реализации аналогичных проектов облачной миграции. В общем случае – чем крупнее компания, тем больше ее опыт работы с облачными технологиями и, соответственно, тем выше потенциальный уровень технической поддержки и на этапе миграции, и при эксплуатации. Важно понимать, что возможности облака выходят далеко за рамки инфраструктурных мощностей. Если провайдер не стимулирует технологическое развитие вашей компании, стоит задуматься — а действительно ли он хорош?

Короткая ссылка